Ментальные болезни всё ещё окружены домыслами и стереотипами. Например, кто-то до сих пор думает, что люди с депрессией никогда не улыбаются и сутками льют слёзы. От нетипичной драматической роли Дженнифер Энистон до недавнего оскаровского лауреата с Кираном Калкином — собрали очень разные фильмы о героях с этим диагнозом.
«Обыкновенные люди» (1980)
Режиссёр: Роберт Редфорд
Утешительная оскароносная драма о семейных узах и пользе терапии и режиссёрский дебют актёра Роберта Редфорда. В центральных ролях — легендарный Дональд Сазерленд и дебютантка Элизабет Макговерн (графиня Кора Кроули из «Аббатства Даунтон»).
В канун Рождества в семье Джарретов гибнет старший сын. Внешне благополучная жизнь трещит по швам. Младший сын — подросток Конрад — оказывается в клинике после попытки самоубийства. Ему кажется, что он виноват в смерти брата. Как и в том, что не может заменить родителям погибшего. Конраду сложно общаться с отцом и матерью, которые перестали ладить после случившегося. Ему невыносимо ходить в школу. Сеансы психотерапии помогают герою понять: как раньше уже не будет. Но это не мешает жить дальше.
«Близнецы» (2014)
Режиссёр: Крейг Джонсон
Драмеди от сценариста «Чёрного лебедя» Марка Хеймана — о родственных чувствах и связях, которые не рвутся даже сквозь года. Мэгги готовится наглотаться таблеток, но её отвлекает настойчивый телефонный звонок. Голос в трубке сообщает, что брат-близнец Мэгги Майло хотел покончить с собой и находится в больнице. Сиблинги не виделись десять лет. После двойной попытки суицида они встречаются и клянутся, что разберутся со своими проблемами.
А проблем у каждого полно. Мэгги застряла в неудачном браке и не в состоянии признаться мужу, что не хочет детей. Параллельно девушка тайно встречается со своим инструктором по дайвингу. Майло до сих пор переживает последствия буллинга в школе и не может забыть первую любовь. Майло ранит, что его жизнь после расставания как-то не сложилась. Он мечтал стать актёром, но работает официантом. А у другого человека, по-видимому, всё хорошо. Вместе с сестрой Майло пытается выбраться из темноты. На этом пути героев ждут удачи и провалы — как оно и бывает, когда лечишься от депрессии.
«Торт» (2014)
Режиссёр: Даниел Барнз
Неожиданное амплуа Дженнифер Энистон, которое принесло ей номинацию на «Золотой глобус» и любовь поклонников независимого кино. После автокатастрофы Клэр страдает ПТСР. У неё хронические боли в спине, женщина почти не выбирается из дома и ни с кем не общается. Единственное исключение — встреча группы психологической поддержки.
Когда одна из участниц группы Нина совершает самоубийство, Клэр теряет покой. Дни напролёт изучает прошлое погибшей, знакомится с её мужем и сыном и пытается понять, что толкнуло девушку на этот шаг. Зависимость от обезболивающих вызывает у Клэр галлюцинации: она начинает видеть Нину и разговаривать с умершей. Муж Нины становится для неё близким другом. Возможно, оба хотели бы большего, но боятся себе это позволить. Так начинается остроумная, горькая и очень эмоциональная история о боли и исцелении.
«Манчестер у моря» (2016)
Режиссёр: Кеннет Лонерган
Тихая история о не самом приятном асоциальном парне, за которой стоит большое горе. Асоциального парня играет Кейси Аффлек: за эту роль актёр получил «Оскар». Сантехник Ли проводит дни примерно одинаково. Нелюбезно общается с заказчиками, выпивает в местном пабе. Не упускает шанса ударить кого-то из посетителей, косо на него посмотревших. Письмо от нотариуса заставляет героя поехать в родной город Манчестер. Умер его старший брат, и теперь Ли — опекун шестнадцатилетнего племянника. Подросток уговаривает дядю хотя бы временно не уезжать обратно: он так привязан к этому месту. С неохотой Ли соглашается, но тепла к мальчику не проявляет.
Выясняется, что несколько лет назад в его жизни произошла трагедия. Они с женой потеряли в пожаре детей. Теперь Ли зол на неё: у той другая семья и новорождённый ребёнок. Вряд ли герой сможет собрать разбитое сердце обратно. Но может быть, теперь, когда рядом племянник, ему станет чуть легче?
«Хорошо быть тихоней» (2012)
Режиссёр: Стивен Чбоски
Инди-драма Стивена Чбоски, снятая им по собственной книге, с удивительным кастом — Эммой Уотсон, Эзрой Миллером и Логаном Лерманом. Чбоски переносит на экран каждую букву этого эмоционального разговора о травме, ментальном расстройстве и надежде на лучшее. Интровертный подросток Чарли переживает сразу две потери: смерть лучшего друга и члена семьи. Чтобы справиться с горем, он пишет письма незнакомому парню. В них герой рассказывает о своих школьных буднях. Они наполнены одиночеством и чтением книг.
Однажды одиночество заканчивается: Чарли знакомится со сводными братом и сестрой Сэм и Патриком. Популярные ребята из выпускного класса искреннее считают его замечательным. Чарли понемногу выбирается из депрессии и влюбляется в Сэм, которая вот-вот уедет в колледж. Но даже если у их романтических отношений нет будущего, дружба останется с ними навсегда.
«Настоящая боль» (2024)
Режиссёры: Джесси Айзенберг
Нежное камерное драмеди о братской любви и скорби, с которой тяжело совладать. Фильм принёс Кирану Калкину «Оскар» за лучшую роль второго плана и ещё раз убедил всех, что он прекрасный актёр (хотя мы поняли это ещё после «Наследников»). Как и напарник Кирана Джесси Айзенберг, достойный наград не меньше. Двое кузенов, тревожный семьянин Дэвид и беззаботный душа компании холостяк Бенджи летят из Штатов в Польшу. Цель не совсем туристическая: братья хотят почтить память бабушки-еврейки, которая выжила в польском концлагере. Поездка оборачивается конфликтом двух очень разных, однако сильно привязанных друг к другу людей.
Самое трогательное и щемящее в картине — то, как личное и частное здесь соприкасается с политическим и глобальным. Горе Бенджи, потерявшего любимую бабушку, — с горем еврейского народа, миллионами уничтожавшегося в лагерях смерти. Маленькое путешествие в Польшу — с большим путешествием вглубь травмы под названием Холокост. У травмы нет срока давности, боль от неё реальна, и мы вправе её чувствовать, говорит фильм. Интровертный невротик и экстраверт с израненным сердцем ощущают её по-своему, и у каждого она настоящая.
«Беспомощный» (2007)
Режиссёр: Харрис Голдберг
Звезда «Друзей» Мэттью Перри был знаком с ментальными расстройствами не понаслышке. Сюжет этого драмеди грустно рифмуется с его судьбой. Герой Перри Хадсон — вполне успешный голливудский сценарист. Но его жизнь отравляет странное состояние: он не ощущает никаких эмоций. Ему ни хорошо, ни плохо, ему просто… никак. Ни покорение карьерных высот, ни встречи с приятелями, ни даже хороший секс не вызывают абсолютно никаких чувств. Он как будто смотрит на себя со стороны и видит печального персонажа очередной истории.
Хадсон перебирает психотерапевтов, принимает назначенные ими препараты — без толку. Всё меняет встреча с Сарой — девушкой, благодаря которой герой впервые за годы что-то чувствует. Фильм вышел всего через три года после финала «Друзей». И, глядя на Хадсона, хочется вспомнить Чендлера Бинга — остряка, который прятал за шутками свою уязвимость.
«Нация прозака» (2001)
Режиссёр: Эрик Шёлдьберг
Экранизация автобиографии журналистки Элизабет Вуртцель, откровенно поделившейся своей историей борьбы с депрессией длиной в жизнь. Главная героиня Лиззи — студентка, начинающая журналистка и музыкальная критикесса. Её качает на жутких эмоциональных качелях. Девушка то напропалую веселится на вечеринках, запивая запрещённые вещества алкоголем, то закрывается дома. После жёсткого нервного срыва психиатр даёт ей рецепт на антидепрессант, который она с нежностью называет «рецепт на счастье».
Может показаться, что «Нация прозака» — одна одному популярному препарату, который вышел на рынок в 1980‑х. Именно на эту пору пришлась юность Лиззи. В фильме действительно звучит статистика того, сколько тысяч американцев постоянно принимают это лекарство. Но статистика значит лишь одно: огромное количество людей страдают от депрессии. Картина становится исповедью человека, который испытал её на себе. Каково это — когда твоя жизнь будто не принадлежит тебе? Когда из неё будто вычитают радость, когда притупляются чувства и ты не способен творить?
«Сильвия» (2003)
Режиссёрка: Кристин Джеффс
Байопик о Сильвии Плат — американской писательнице, поэтессе и феминистской иконе, чьи тексты, кажется, не умрут никогда. В 1950‑х Сильвия (Гвинет Пэлтроу) встречает будущего мужа, британского поэта Теда Хьюза (Дэниел Крейг). Они проживут вместе недолго и расстанутся почти накануне смерти Сильвии. По официальной версии, Плат ушла из жизни по своей воле. Ей тогда было тридцать лет, и она уже долгое время страдала от депрессии. Однако подруги Сильвии в это не поверили и посчитали Хьюза виновным — хотя бы косвенно. Возможно, муж был абьюзером? Изменял ей? Не зря вторая избранница Теда тоже покончила с собой.
Напрямую на вопрос вины фильм не отвечает. Вместо этого он рассказывает о трагедии Плат, остававшейся в тени Хьюза. Критики не замечали её таланта, литературные друзья упрекали в отсутствии оптимизма. Как и над большинством женщин эпохи, над ней навис выбор: уважаемый статус жены при успешном супруге или попытка найти себя в профессии. Оба варианта сразу были невозможны. Сильвия разрывалась между двумя страстями — любовью к мужу (который, возможно, и вправду не был ей верен) и любовью к творчеству. Переживания героини выведены бережно, мучительно-интимно и по-честному — на мотив её книг.
«Маленькая мисс Счастье» (2006)
Режиссёры: Валери Фэрис, Джонатан Дэйтон
Сладко-горькое драмеди — роуд-муви о разношёрстной большой семье, в которой каждый сражается со своими демонами. Восьмилетняя Олив Хувер мечтает выиграть в конкурсе красоты «Маленькая мисс Счастье». Для этого ей нужно поехать в Калифорнию — а путь это неблизкий. Сопровождать Олив будут невротичная мать, разочаровавшийся в карьере отец, зависимый от веществ дедушка и старший брат — юный фанат Ницше. В последний момент к ним присоединяется брат матери, недавно выписанный из клиники после попытки самоубийства. Ехать решено на машине. Калифорния, встречай.
Пусть вас не вводят в заблуждение солнечные ярко-жёлтые тона съёмки — мрачного и взрослого в картине хватает. И юмор 18+, и труп одного из пассажиров, в какой-то момент появляющийся в багажнике, и чудовищно грустные истории членов семьи. Неспроста старший сын Хуверов вдруг увлёкся идеей сверхчеловека и дал обет молчания. Равно как и дядя Олив не случайно отрёкся от всех человеческих радостей и объявил себя неудачником. Так или иначе, из этого мрака точно есть выход. И он лежит через путешествие в Калифорнию. Дорога извилистая, на ней обязательно встретятся ямы. Совсем как на пути выздоровления от депрессии, который не бывает лёгким.
«Мой парень — псих» (2012)
Режиссёр: Дэвид Оуэлл Расселл
Не обращаем внимание на ужасную локализацию названия (слово «псих» стигматизирует людей с ментальными расстройствами). В оригинале оно звучит как Silver Linings Playbook — «План серебряных подкладок». Это намёк на английскую поговорку о том, что у каждого грозового облака есть серебряная подкладка, то есть светлая сторона. Главный герой фильма Пэт (Брэдли Купер) ничего светлого вокруг не видит. После травматичного развода он восемь месяцев провёл в психиатрической клинике. Выйдя оттуда, Пэт преисполняется решимости помириться с бывшей женой. Это не удаётся — ещё и потому, что парню сложно контролировать свою раздражительность.
На вечеринке у друзей Пэт встречает Тиффани (Дженнифер Лоуренс). После смерти мужа она тоже лечилась от депрессии. Девушка предлагает ему one night stand, но герой отказывается. Он одержим идеей воссоединиться с бывшей. И Тиффани должна помочь! Однако жизнь оказывается хитрее и подбрасывает Пэту внезапный плоттвист. Брэди Купер в роли отчаянного нервного влюблённого хорош. Но как чудесна Дженнифер Лоуренс в образе цинично-романтичной героини, пережившей потерю. Роль принесла актрисе «Оскар», сделав её самой молодой лауреаткой в этой категории.
Станьте первым, кто оставит комментарий