Актриса Любовь Аксёнова исполнила главную роль в новом сериале «Жить жизнь» онлайн-кинотеатре START. Эта история о сильной и независимой женщине Анне, которая в очередной раз попадает в абьюзивные отношения. В интервью «Горящей избе» Любовь Аксёнова рассказала, как личный опыт повлиял на её решение сняться в этом сериале, как меняются женские образы в российском кино и как ей удалось не стать заложницей одного амплуа.
«Жить жизнь» рассказывает о женщине, которая пытается противостоять манипуляциям в отношениях. Почему вас заинтересовал этот проект?
Манипуляция — это инструмент в актёрском мастерстве. У актёра есть задача воздействовать на человека, и он это делает с помощью манипуляций. Я тоже использую манипуляцию как инструмент в своей профессии. В сериале «Жить жизнь» у меня появилась возможность показать изнанку манипуляции и разобрать, как она работает именно в отношениях. Моя героиня Анна вступает в абьюзивные отношения. Её в них буквально затягивает, а выбраться оказывается очень сложно.
Сериал показывает, как манипуляции действуют на психику человека. По сценарию главная героиня Анна не знает, что делает манипулятор, а зрители видят и понимают каждое его действие. Мне бы было интересно наблюдать за такой историей со стороны.
По сюжету Анна в какой-то момент понимает, что втянута в нездоровые отношения. Я пока посмотрела только две серии, но кажется, что она не захочет уйти от манипулятора, а попытается разгадать его план и переиграть. Зачем ей это нужно?
В самом начале сериала зрители узнают, что Анна была замужем и её муж погиб в аварии. Те отношения тоже не были здоровыми — в браке девушка подвергалась манипуляциям со стороны супруга и зависела от него. Я так для себя объясняю мотивацию Анны: она как будто не закрыла свой гештальт и тяготится этим. В прошлых отношениях она только-только начала отстаивать свою позицию, проявлять себя, но из-за смерти мужа у неё не осталось возможности выиграть, вернуть себе силу. И теперь, когда она уже понимает, с каким мужчиной связалась, пытается переиграть его.
Кажется, это довольно опасная игра, ведь Анна может и проиграть.
Мне тоже так кажется. Но я не берусь давать оценку её поведению — правильно или неправильно она поступает. В истории Анны много подводных камней. Наверное, если бы в этой ситуации оказался уверенный, психологически стабильный человек, он бы ушёл из отношений. Но Анна травмирована предыдущим опытом. А ещё я вижу Анну как персонажа, который умеет верить. Ей не хочется ставить крест на людях, поэтому она и верит, что даже в манипуляторе тоже есть что-то хорошее.
Команда создателей сериала преимущественно мужская. Получилось ли у них рассказать женскую историю об абьюзе?
Шоураннерами проекта выступают Ирина Сосновая («Медиатор», «Чёрная весна», «Шторм». — Прим. ред.) и Дарья Мороз («Содержанки», «Медиатор», «Клиника счастья». — Прим. ред.) — профессионалы, которых я очень уважаю. На съёмочной площадке я всегда ощущала огромный кредит доверия от режиссёра сериала Артёма Аксёненко. Артём прислушивался к моему мнению, потому что история в первую очередь про женщину. Он предполагал, что я могу лучше прочувствовать переживания героини.
Я думаю, что трудности в отношениях бывают не только у женщин. Под чары манипулятора может попасть человек любого пола. В таких историях интересно то, как в этот момент работает наша психика и как и почему люди, и мужчины, и женщины, могут быть зависимы от других.
Вы сталкивались с манипуляциями и психологическим насилием в личной жизни?
Да. Я ухватилась за этот проект отчасти из-за того, что у меня тоже был опыт отношений с манипулятором. Только в сериале показан осознанный манипулятор, который продумывает свои шаги и будто действует по плану. А когда мне не было ещё и двадцати лет, у меня уже случился опыт отношений с неосознанным манипулятором. Он действовал интуитивно, это было в его природе.
Как вы чувствовали себя в тот период?
Я постоянно ощущала себя виноватой. И это меня поражало: хоть я понимала, что права и ничего плохого не сделала, но в итоге чувствовала вину. Меня преследовало ощущение, что я постоянно делаю что-то не так. При этом я очень боялась потерять не себя, а человека, с которым была. В манипулятивных отношениях многое строится на страхе потери партнёра. Кажется, что вот сейчас он уйдёт и я останусь пустой.
Мои отношения строились по принципу кнута и пряника: в один момент меня обожают и принимают такой, какая я есть, а через несколько мгновений я уже не нужна, во всём неправа и все проблемы из-за меня. Происходили эмоциональные качели, и мне постоянно хотелось получить эту «плюшку» — подтверждение того, что я всё-таки нужна и любима.
Конечно, из таких отношений нужно выбираться. Я понимаю, что эта ситуация во многом связана с действиями другого человека, но ведь это был и мой выбор — находиться с ним. Сейчас я стараюсь воспринимать случившееся как опыт, который был необходим. Когда я закончила те отношения, то приобрела уверенность и понимание, как я на самом деле хочу строить личную жизнь. И буквально через несколько месяцев я познакомилась с Пашей — моим мужем (Любовь в браке с 2013 года. — Прим. ред.). Я встретила хорошего и по-настоящему близкого мне человека и убедилась, что быть счастливой в отношениях возможно.
А у вас не было желания после расставания «переиграть» мужчин или доказать им что-то, как у вашей героини Анны в сериале?
Наши с Анной истории объединяют только эмоциональные качели, а в остальном они очень разные: Анна старше меня, у неё был предыдущий сложный опыт, манипуляторы совсем не похожи. Если мне и хотелось разыграть какой-то желаемый сценарий, то, как только наши отношения закончились, я отпустила это желание. Зато появилось много сил и энергии на другие дела.
Почему, как вам кажется, об абьюзе теперь чаще говорят в кино и в обществе в целом?
Появилось больше информации. Люди стали понимать, что то, как они жили или вели себя прежде, не всегда подпадало под определение относительной нормы. Теперь люди читают о том, как построить здоровые отношения и сохранить себя в них. Думаю, это стало побуждать многих делиться своим сложным опытом. А кино и сериалы — это способ рассказать историю. Не могу сказать, что кино может или должно научить чему-то, но оно может продемонстрировать какое-то явление и даже оказать терапевтический эффект.
Я считаю, что раньше истории об эмоциональных качелях в кино романтизировались. Например, история Кэрри и Мистера Бига из «Секса в большом городе» считалась красивой. А сейчас мы понимаем, что такое поведение — красный флаг.
И правда! Недавно я пыталась пересмотреть «Секс в большом городе» — раньше мне он очень нравился. Но теперь я не смогла его досмотреть. Что за Биг, зачем он нужен Кэрри, пусть идёт дальше! Мне кажется, изменилось поколение, а те, кто любили такие истории в стиле мистера Бига и Кэрри, попросту выросли. И это здорово. Нам теперь интересно смотреть совсем на другие отношения и находить решение проблем.
Вы играете самых разных девушек: от порноактрисы и наркозависимой до коррумпированной чиновницы. Как так вышло, что вам предлагают настолько разноплановых героинь?
Да это чудеса какие-то или так звёзды сошлись! Не совсем корректно утверждать, что я тут ни при чём, ведь я всегда читаю сценарии и примеряю на себя роли, прежде чем согласиться. Но наверное, большая заслуга принадлежит тем, кто предлагает мне такие разные роли. Я их никогда не спрашивала, но, возможно, у них есть ко мне доверие.
К примеру, на роль в «Почке» меня пригласила Авдотья Смирнова, которая была шоураннером. Она увидела меня в сериале «Бывшие», где я играла совершенно другую девушку — наркозависимую Яну. И когда я прочитала сценарий «Почки», не могу сказать, что сразу почувствовала себя комфортно в этой роли и сразу поняла, как мне надо сыграть Наташу — чиновницу, которой требуется срочная пересадка почки. Видимо, Авдотья лучше меня знала, что я подхожу. Возможно, видение людей, которые приглашают меня на пробы, значит даже больше, чем моё согласие сыграть роль.
Наверное, я так работаю с ролями на площадке, что кто-то это видит и понимает, для какого проекта я подойду. Например, так было с сериалом «Бывшие». Я снималась в «Мажоре», и мой коллега по съёмкам Денис Шведов рассказал, что участвует в новом проекте. Они с командой уже отсняли пилотную серию, но что-то не получилось с актрисой, и они искали новую. Денис пригласил меня попробоваться на роль Яны. Когда я приехала на пробы, мне в двух словах рассказали, что в основе сюжета лежит история про наркозависимость. А мне на тот момент очень хотелось сыграть состояние изменённого сознания — я буквально схватилась за эту роль. Я сразу начала обдумывать, что можно сделать с героиней, и предлагать режиссёру варианты. В итоге я получила эту роль.
Как долго вы вживаетесь в персонажей и как быстро отпускаете их?
Мне всегда мало времени, чтобы вжиться в своих героинь. Хочется больше тренировок и репетиций перед съёмками. А вот отпускаю я их не всегда быстро. Через три недели после завершения съёмок «Почки» Маша Шульгина, режиссёр сериала, сказала в ответ на какую-то мою фразу: «О, вижу Натаху». А через три месяца после этого она же сказала: «Вижу, что Наташа ушла». Я не чувствую в себе изменений в подобные моменты. Но, возможно, иногда у меня проскальзывают жесты или интонации, свойственные моим героиням. Невозможно объяснить, как это получается. Я стараюсь соблюдать актёрскую гигиену: сесть, подумать, мысленно отделить себя от героини, помедитировать. Потому что важно сохранить себя, когда играешь много персонажей.
Иногда актрисы становятся заложницами одного образа. Одна из ваших первых успешных работ — роль красивой, но глупенькой девушки в картине «Рассказы». Как получилось не застрять в этом амплуа?
Именно после «Рассказов» у меня был период — год или даже полтора, когда я почти не снималась. После этой роли мне действительно предлагали играть в комедиях красивых, но глуповатых девушек. Я намеренно ограничивала себя в съёмках. Возможно, то, что я решила выждать и не идти на поводу у этого образа, повлияло на мою дальнейшую карьеру. Ведь так я дождалась проб на другие роли.
Меняются ли сегодня женские образы в российском кино?
Девушки на экране становятся более сильными, независимыми, дерзкими. Но надо отметить, что и в индустрии в целом становится больше женщин: режиссёров, сценаристов, продюсеров.
О какой роли вы сейчас мечтаете?
Мне бы хотелось сыграть мужчину. Как это сделать и почему этот мужчина будет таким симпатичным, я не знаю. Думаю, я могла бы сыграть кого-то феминного, например Джастина Бибера или Тимоти Шаломе. Мне было бы интересно поизучать мужской мир и полностью себя пересобрать для новой роли.
Для каждой своей героини я продумываю жесты, голос, походку. Но с героем-мужчиной делать это было бы куда интереснее. Совершенная роль для меня, видимо, дельфин! Потому что в таком случае нужно сыграть кого-то совершенно не похожего на себя. Такая задача меня творчески заводит и возбуждает. И ради этого я могла бы сколько угодно работать над образом.