Новый сезон подкаста «Дочь разбойника» журналистки Насти Красильниковой уже привлёк к себе много внимания. Он называется «Творческий метод» и рассказывает истории трёх девушек, которые подверглись грумингу и сексуализированному насилию со стороны рэпера Оксимирона*. После выхода расследования Настя и героини подкаста получили много поддержки, при этом на них обрушилось такое количество хейта, оскорблений и угроз, которого не ожидал никто. Дарья Кушнир поговорила с Настей о «самых адских днях в карьере», разрушении авторитетов, образе «идеальных» пострадавших, поддержке героинь и выборе тем для будущих расследований.
Путь героини и кибербуллинг
В «Творческом методе», в отличие от других твоих расследований, большой фрагмент посвящён твоим переживаниям. Даже прослеживается путь героини: от твоей благодарности Оксимирону* в конце сезона «Цены поездки» за его творчество, которое тебя поддерживало, затем внутреннее сопротивление человеческого и профессионального, само расследование, а в конце — признание своей неидеальности и отречение от кумира. Почему тебе важно было добавить свою историю?
Во-первых, мне важно, чтобы мои расследования было интересно слушать. Поэтому то, как я рассказываю историю, имеет большое значение. Такой слой в повествовании делает его многоуровневым и интересным. Во-вторых, этот путь я правда проходила с тех пор, как начала делать расследования, поэтому мне было важно его зафиксировать. И нечто похожее многие проходят. Дело даже не только в кумирах, но и в том, что просто-напросто люди моего поколения выросли в патриархальных установках. На меня они тоже обрушились с заметной интенсивностью в детстве, юности, да и сейчас. И борьба с ними происходит всю жизнь. Показать эту борьбу — почему бы и нет? А признание собственной неидеальности — это большой освобождающий опыт. Всем рекомендую.
Я встречала посты о том, что твоя история может отвлекать от героинь, смещать фокус и настроение. Мол, звуки моря, смешки, а мы здесь, вообще-то, слушаем истории про насилие над подростками. Что думаешь об этом?
Добавлю это в список примерно из пятисот пунктов, которые собраны с момента публикации расследования. Что я могу сказать? Я рекомендую всем делать свои расследования так, как они считают правильным.
В соцсетях ты назвала дни после выхода «Творческого метода» самыми адскими в карьере. Притом что после каждого твоего расследования часть людей реагируют негативно, в том числе оскорбляют тебя. Чем отличалась реакция в этот раз?
Она гораздо более масштабная.
Мне помогло осознание: я нахожусь в ситуации кибербуллинга. Обычно после выхода моих расследований негативных комментариев такое количество, с которым психика ещё может справиться. В этот раз психика перестала справляться с уровнем ненависти, давления, оскорблений, угроз, обесценивания и всего остального.
Что ты делаешь, чтобы с этим справляться или хотя бы отвлекаться?
Сегодня была на боксе и потом на психотерапии. Вот такая последовательность даёт некоторый запас прочности.
Ты писала, что столкнулась с негативными комментариями даже от близких людей. Расскажи, о чём идёт речь?
Мои близкие не делают оскорбительных комментариев, даже если они с чем-то не согласны. Но было много таких комментариев от уважаемых людей. Это большое разочарование, но и большое освобождение, потому что я очень быстро перемахнула через заборчик — до него у меня были какие-то авторитеты, а теперь их нет. И это во многом большая свобода.

Каролина Вилья / Горящая изба / Ire Photocreative / unsplash
Но это всё равно болезненный путь. Я даже подумала, что всё, что с тобой происходило после выхода расследования, может стать отдельным сезоном подкаста.
Я думала про это. Но посмотрим — мне есть много ещё чем заняться. Так что решу позже.
При этом есть много постов, поддерживающих тебя и героинь. Но в основном от женщин. Как ты думаешь, почему так мало мужчин публично поддерживают тебя и рассказывают о подкасте?
Давай найдём мужчин и спросим у них. Я больше не могу… Многие мужчины подвели и продолжают подводить. Сочувствую всем. Пусть они сами отвечают, почему они вот такие, а не другие.
Самое важное
Героиня подкаста Вика Кучак в последней серии говорит фразу: «Мы делаем это [рассказываем о насилии] для женщин, а не чтобы эти мужчины, которые считают, „она сама хотела“ или „все рэперы спят с малолетками“, послушали, узнали правду и что-то поняли». Ты согласна с ней? Для кого ты делаешь подкаст?
Ну что значит «согласна или нет». Мне было очень важно, чтобы это прозвучало. Это показывает, кто такая Вика, что она думает, как этот опыт на неё повлиял. Здесь не имеет значения, согласна ли я или нет. Как журналистка я делаю свою работу для общества, которое состоит из людей разных полов и гендеров, поэтому это расследование для всех, кто готов его воспринимать.
У тебя до сих пор есть ощущение, что ты можешь что-то изменить в мире?
В идее, что я могу что-то изменить в этом мире, много какого-то всемогущества. Я не всемогуща. Я могу отвечать за то, как я делаю свою работу.
Моя работа — предоставлять обществу значимую информацию. А вот менять мир — это уже задача общества. Вот берёт оно информацию и что-то с ней делает или нет. Например, травит героинь моих расследований, меня, или требует ответа от мужчин, обвинённых в насилии, или добивается суда над ними.
Поэтому могу ли я изменить мир, не знаю. Хотя в той области, которая делает преступления против женщин, детей, подростков отдельной важной проблемой, наверное, да.
«Творческий метод» гораздо короче предыдущих сезонов, в нём меньше героинь. Здесь мы полностью сфокусированы на Оксимироне*, а не, условно, на насилии в музыкальной среде. Расследование не такое масштабное, но оно уже привлекло к себе больше внимания. Как ты к этому относишься?
Честно говоря, я об этом не думала. Я люблю каждую свою работу, каждое расследование, которое мы выпускаем. У меня никогда не было фиксации на количестве прослушиваний, на объёме внимания. Это для меня некритично. Мне кажется, «Творческий метод» — хорошая работа, и она заслуживает внимания, поэтому я рада этому. Возможно, люди будут больше слушать подкасты, будут больше знать о проблеме и, может, пересмотрят свои установки. У меня нет досады из-за того, что предыдущие сезоны получали меньше внимания. Так вышло.

Каролина Вилья / Горящая изба / личный архив Насти Красильниковой
А что тогда для тебя самое важное?
Самое важное, что мне доверяют мои героини всех проектов, которые я делаю. Моя задача — не потерять их доверие. Остальное второстепенно.
Образ идеальной пострадавшей и поддержка героинь
Одна из важных тем расследования: «жертва» не обязана быть идеальной. Человек, пострадавший от насилия, может жить дальше, соглашаться на финансовую компенсацию и даже в какой-то момент встречаться с человеком, совершившим насилие. И ничего из этого не отменяет факта, что растление и насилие было. Почему эту мысль так важно было постоянно повторять — тебе и героиням?
Людям хочется жить в мире, который действует по строгим законам: если над тобой совершили насилие, то ты дальше… Чего у нас требуют в обществе? Сразу пошла в Следственный комитет, в ту же секунду обратилась к журналистам и рассказала, а не ждала десять лет. Никогда больше с человеком, совершившим насилие, не взаимодействовала. Нужно быть идеальной пострадавшей. И никто никогда такой не бывает, потому что насилие работает иначе, психика адаптируется, и это занимает разное количество времени. И это всё равно приходится объяснять. Я в какой-то момент в подкасте проговариваю: мне очень горько, что это нужно объяснять. Но и я, и героини понимаем, в какой мир мы выпускаем эти истории. А мир оказывается ещё свирепее, чем наше воображение.
На героинь после расследования обрушилась травля. Думаю, что тебе как журналистке хочется их защитить. Вы поддерживаете связь?
Мы каждый день разговариваем. Делимся друг с другом фидбэком, обсуждаем, что мы чувствуем.
Невозможность защитить героинь — это очень трудно и больно. Поэтому я часто говорю, что такого рода откровенность, способность говорить искренне о своём опыте — невероятная смелость, огромный подарок миру, который он не всегда в состоянии оценить сразу.
На Оксимирона* подали заявление о совращении несовершеннолетних в СК РФ и планируют подать в Великобритании. Что думаешь об этом, какого результата ты хочешь и ждёшь?
Это вопрос не ко мне, а к героиням: Вере и Вике. Они могут обращаться со своим опытом так, как им кажется правильным. А теоретическая возможность так называемого правосудия меня, как человека, который на этой планете живёт, очень будоражит в хорошем смысле.
Планируешь ли ты делать ещё расследования про публичных людей или тебе важнее говорить о насилии внутри институций? О чём твоё следующее расследование?
Я не могу говорить о следующем расследовании до момента, пока оно не будет опубликовано. Но у меня нет такого, что я выбираю тему исходя из публичности персонажа или размера институции. Один из главных параметров — темы должны заводить и будоражить. Это могут быть совершенно разные темы внутри вселенной насилия над женщинами, которой я профессионально занимаюсь. Всё зависит от моего личного интереса; слава богу, я могу себе это позволить.
Тебе наверняка приходит много писем с разными историями людей, пострадавших от насилия. Как ты справляешься с этим потоком?
С трудом. Нет столько времени в сутках, чтобы ответить на все сообщения, и есть много других дел. В абсолютном большинстве это истории, которые не станут расследованиями по тысяче разных причин. Это неприятный побочный эффект моей работы — я не могу взяться за всё. Но я стараюсь отвечать всем, кто делится сложным опытом.

Каролина Вилья / Горящая изба / Recraft
Получается, что ты оказываешь им поддержку. Как это влияет на твою жизнь?
Поддержка — это прекрасный способ взаимодействия с женщинами, которые рассказывают об опыте пережитого насилия. Когда у тебя есть на это ресурс. И я говорила, что мне очень важно доверие. Тепло и участие в ответ на письма — возможно, как раз это доверие и укрепляет.
Как все расследования и реакция на них изменили твой взгляд на жизнь? Твои предпочтения в обычной жизни, в быту?
Я перестала лебезить перед статусными мужчинами и перестала испытывать пиетет к людям просто потому, что они чего-то добились. Он теперь вырабатывается по другим причинам. Я стала принципиально жёстче, сильнее, в том числе физически.
Был даже момент, когда мне не хотелось слушать мужские голоса. Я перестала слушать подкасты, сделанные мужчинами. А потом этот момент закончился, но я всё равно хочу и стараюсь уделять внимание именно тому, что делают женщины: подкастам, художественной литературе, творческим проектам, музыке. Это не значит, что я выкидываю книгу, если её написал мужчина, совершенно нет. Но стараюсь направлять своё внимание на то, что делают женщины: это приятно, легко, а главное — практически никогда не разочаровывает. Не только какие-нибудь Лана дель Рей, Дуа Липа или Билли Айлиш, но даже Анна Асти — она классная певица!
*признан Минюстом РФ иностранным агентом