Знать
10 мая

Как цвет влияет на настроение и продаёт нам бургеры

И почему одним нравится жизнерадостный жёлтый, а другим — мрачный фиолетовый.

Дарья Полещикова
Дарья ПолещиковаПротестировала больше сотни рецептов для кулинарной рубрики «Избушки». Веду подкаст о домашних делах «Дом с огнём».

Учёные исследуют, как цвет стен в кампусе влияет на студентов. Предприниматели вкладывают деньги в выбор оттенка для логотипа или упаковки. Покупатели проводят не один час в строительном магазине, подбирая обои. Всё это можно назвать психологией цвета. Разбираемся, что это такое.

Почему людям нравятся разные цвета

Исследователи из Великобритании и США доказали, что цветовые предпочтения проявляются у малышей приблизительно с четырёх — шести месяцев. Хотя с возрастом любимые цвета могут меняться.

Учёные не знают наверняка, почему мы выбираем жёлтый, синий или зелёный. Есть версия, что чаще нравятся те цвета, которые связаны с чем-то приятным. Это могут быть общие для многих людей ассоциации. Например, 57% мужчин и 35% женщин любят голубой цвет. Вероятно, он ассоциируется с ясным небом, свежестью и чистотой. Но на предпочтения влияет и индивидуальный опыт. Например, кому-то не нравится тёмно-коричневый, потому что он ассоциируется со школьной формой.

Восприятие цвета зависит также от культурных особенностей. В западных странах белый принято считать символом чистоты и невинности. А вот, например, в Китае и Японии это цвет траура.

Как цвет влияет на поведение

Цвета могут не только нравиться или не нравиться. Зелёный и голубой успокаивают (неспроста стены в школьных классах часто красят именно в эти цвета). Жёлтый поднимает настроение и заряжает энергией. А оранжевый притягивает внимание и помогает сосредоточиться.

Исследований, которые подтверждали бы влияние цвета на настроение и поведение людей, мало. Но некоторые любопытные факты есть. Например, эффективность лекарств связали с внешним видом таблеток. Холодные цвета успокаивают, а тёплые — стимулируют. Поэтому снотворные и седативные препараты часто окрашивают в синий и зелёный. А витамины, например, делают оранжевыми.

В 2012 году учёные французского Университета Южной Бретани провели остроумный эксперимент. Считается, что красный цвет — символ романтики и страсти. Исследователи хотели выяснить, действительно ли женщина в красном кажется мужчинам привлекательнее. Для этого 64 девушки сфотографировались для сайта знакомств в однотонных футболках. В фоторедакторе сделали несколько копий каждого снимка и раскрасили футболку в разные цвета, в том числе в красный. Затем девушки каждые две недели меняли снимок на сайте и следили за количеством полученных сообщений. Оказалось, что фото в красной футболке принесло на 5–8% откликов больше, чем остальные.

Как используют психологию цвета в обществе и рекламе

Цвет — мощный инструмент коммуникации. Его часто используют, чтобы быстро передать нужную информацию. Например, запрещающие знаки делают красными, а разрешающие — зелёными. Эти смыслы легко и быстро считывают представители разных культур.

Психологию цвета используют торговые марки для оформления упаковки. Например, для цветового кодирования вкуса. Вряд ли вы перепутаете в магазине клубничный напиток с апельсиновым — этикетки будут разного цвета.

Приём цветового кодирования используют в так называемой «Теории кетчупа и горчицы». Многие бренды фастфуда окрашивают логотипы в красный и жёлтый. Жёлтый ассоциируется со счастьем и позитивом. А красный обращает на себя внимание. Они хорошо контрастируют друг с другом. Но это не главное. Жёлтый и красный — привычное сочетание кетчупа и горчицы на хот-доге или в гамбургере. Такая цветовая приманка возбуждает вкусовые рецепторы и становится незаметным сенсорным триггером. Увидев значок Макдональдса, люди непроизвольно начинают испытывать голод и уже заранее чувствуют соблазнительный вкус бигмака во рту.

Цветовое кодирование используют не только производители фастфуда, но и многие другие бренды. Ikea выбирает для своего логотипа тёплый и уютный жёлтый, Coca-Cola — энергичный красный, Oral-B — надёжный и стерильный синий, Synergetic — экологичный зелёный, а Apple — солидный серебристый.

От чего зависит восприятие цвета

Иногда цвет может вызвать совсем не ту реакцию, на которую вы рассчитывали. Ведь восприятие цвета часто зависит от контекста. Например, производители шоколада Kit Kat выпустили лимитированную серию сладостей с чаем матча. Они использовали классическое цветовое кодирование и сделали молочную шоколадку зелёной. Это вызвало недоумение у покупателей. Продукт с содержанием молока не должен быть зелёным. Можно подумать, что он испортился. В результате необычный цвет снизил продажи товара.

Чтобы не попадать в такие ситуации, производители тестируют пробные варианты оформления упаковки на небольших группах покупателей. Например, одна из фирм выбирала цвет для тюбика зубной пасты и проверяла два цвета — чёрный и синий. Теоретический чёрный цвет должен восприниматься как надёжный, дорогой, качественный и современный. Но потенциальные покупатели оценили чёрный тюбик как дешёвый, грязный и негигиеничный. Ожидаемые и реальные ассоциации не совпали. Синий цвет оказался удачнее. Он вызывал ощущение свежести и чистоты, что особенно важно для зубной пасты. Но если бы тестировали упаковку другого товара, результат мог бы быть иным.

Как применить психологию цвета в повседневной жизни

В 2014 году на территории Международного университета Кипра учёные исследовали, как цвета в интерьере влияют на настроение студентов. Части кампуса по-разному окрасили с учётом психологии цвета. Для кафетериев выбрали тёплые и уютные цвета: жёлтый, персиковый, оранжевый. В комнате для встреч и занятий сделали красные акценты. А место для отдыха окрасили в спокойный зелёный.

Студентов спросили, как они чувствуют себя в разных пространствах и соответствует ли дизайн комнаты её назначению. Ответы большинства участников исследования подтвердили выводы психологии цвета. Интерьер зелёного цвета казался им спокойным и расслабляющим, а красные и оранжевые акценты, наоборот, заряжали энергией. Но учёные подчёркивают, что на восприятие цветов в интерьере влияют многие факторы, среди которых климат, освещение и даже возраст людей. Поэтому в каждой ситуации цветовые решения подбираются индивидуально.

Выводы учёных можно использовать в оформлении собственного жилья. Например, если в вашем регионе значительную часть года не хватает солнца, можно попробовать сделать стены жёлтыми или персиковыми. Так комната станет светлее и уютнее. Если вы хотите сделать пространство расслабляющим, выбирайте спокойные холодные цвета — зелёный, синий, голубой. Чтобы зарядиться энергией, можно добавить яркие красные и оранжевые акценты.

Обложка: Софья Игинова