В рубрике «Словарь» мы просто и коротко объясняем новые термины, которые мелькают в медиа. Рассказываем, как появилась «стеклянная скала» — ситуация, когда женщину ставят руководить компанией в кризис, чтобы обвинить в случае провала.
В XXI веке карьерное неравенство по-прежнему существует. Женщинам платят меньше, чем мужчинам. Они отрабатывают вторую смену у плиты и годами пробивают стеклянный потолок — барьер на пути к хорошей работе. «Стеклянная скала» — ещё одно проявление карьерной дискриминации.
Что такое «стеклянная скала»
«Стеклянной скалой» называют ситуацию, когда женщина занимает руководящий пост в кризисный момент для компании. Её берут, когда дела уже плохи. Если всё рушится окончательно (падение акций, репутационный скандал), в этом сразу обвиняют руководительницу. В такую ситуацию попадают также представители расовых меньшинств. Им и женщинам сложнее подняться по карьерной лестнице, поэтому они хватаются за хорошую позицию как за последний шанс. При этом светлокожий мужчина-специалист, скорее, откажется от рискованной должности — он слишком дорожит своей репутацией.
Понятие «стеклянная скала» перекликается с термином «стеклянный потолок» — невидимым социальным барьером на карьерной лестнице. «Стеклянная скала» — это хрупкая ступенька. Падая с такой cтупеньки, женщина теряет одновременно работу, деньги и уважение окружающих. Но парадокс в том, что часто других способов пробить стеклянный потолок просто нет.
Психологиня Мишель Райан считает, что со «стеклянными скалами» можно и нужно бороться. Например, поддерживать руководительниц, а не бросать их на произвол судьбы. Проводить последовательную инклюзивную политику внутри компании. Одна женщина на посту директора в полностью мужском коллективе — это не инклюзивность. Гендерное распределение на работе должно быть равномерным.
История термина
Термин «стеклянная скала» (glass cliff) появился в 2005 году. Его придумали учёные из Эксетерского университета Мишель Райан и Александр Хаслам. В своей статье они проанализировали выводы другой исследовательницы — профессорки права Элизабет Джадж. По словам Джадж, специалистки на руководящих постах только вредят компаниям. Из-за них падают финансовые показатели и фирма теряет прибыль. Райан и Хаслам оспорили это утверждение. Они изучили 100 компаний на Лондонской фондовой бирже и выдвинули свою теорию: женщин берут в совет директоров, когда компания уже обречена. И после закономерного краха их обвиняют и критикуют намного сильнее мужчин.
В 2012 году учёные из университета штата Юта изучили профили компаний из ежегодного рейтинга Fortune 500. Выборка за 15 лет подтвердила: чем больше у компании проблем, тем охотнее она берёт в руководство женщин и несветлокожих мужчин.
В том же году на портале Harvard Business Review вышла статья с результатами социального опроса. Студентов попросили выбрать нового генерального директора для воображаемой компании. По одному из предложенных сценариев дела у компании шли хорошо, по другому она была в затяжном кризисе. Для первого варианта 62% студентов выбрали руководителем мужчину. Для второго 69% назначили на пост женщину. Авторы статьи объяснили, что такие решения можно объяснить гендерными стереотипами. Якобы для устойчивого развития в спокойные времена нужны «типично мужская сила» лидерские качества, для поиска антикризисных решений — «типично женские» навыки.
Сегодня споры о «стеклянной скале» не утихают. Этот феномен обсуждают на конференциях и в подкастах, ему посвящают целые научные исследования. По словам экспертов, пандемия коронавируса и экономический кризис только усугубили проблему.
Примеры «стеклянной скалы»
В политике
Накануне выборов 1993 года у Канадской прогрессивно-консервативной партии были низкие рейтинги. Провал был неизбежен. Именно в это время лидером партии выбрали Ким Кэмпбэлл. До этого она занимала пост министра обороны. Многие думали, что вместо неё партия выдвинет перспективного кандидата Жана Шаре. Но его «приберегли» на потом. Выборы мощно ударили по консерваторам: они едва не лишились всех мест в парламенте. Ким подала в отставку, а её место благополучно занял Шаре. Он вышел сухим из воды и не запятнал репутацию поражением партии.
Яркий пример «стеклянной скалы» за последнее время — избрание Софи Вильмес на должность премьер-министра Бельгии. Она стала первой женщиной на этом посту. Расцвет её политической карьеры совпал с глобальным кризисом — эпидемией COVID-19. Вильмес не смогла справиться с новыми вызовами. Так получилось, что до назначения она занималась бюджетом страны и сократила расходы на медицину. Медработники отреагировали категорично. В мае 2020 года Вильмес посетила больницу «Сен-Пьер», и ей устроили «коридор позора». Медики демонстративно отворачивались от машины, где сидела Софи. Так они выразили протест против обязательной сверхурочной работы. 1 октября 2020 года она передала полномочия премьер-министра Александру Де Кро, а сама стала вице-премьером.
В бизнесе
С 2001 по 2009 год генеральной директоркой американской корпорации Xerox была Энн Малкахи. Энн повысили, когда компания летела на дно. Деньги таяли на глазах, долги росли, стоимость акций стремительно понижалась. Многие считали банкротство единственным выходом. Но Малкахи поступила иначе. Она закрыла неприбыльные подразделения, сократила капитальные затраты вдвое, а общие и административные расходы на треть. В итоге в компанию пришло сразу 2,5 миллиарда долларов наличными. На борьбу с кризисом Энн потратила пять лет. К 2006 году ежегодная прибыль Xerox составила более миллиарда долларов.
Энн Малкахи — пример позитивного сценария «стеклянной скалы». Кризис не раздавил её, а, наоборот, заставил мобилизовать управленческие навыки. Работа в Xerox принесла Энн славу гениальной руководительницы. Один из её главных советов — не тормозить развитие даже в трудные времена, ведь именно они закаляют.
Что почитать и посмотреть
Статьи
- «Почему компании в кризисе продвигают женщин: феномен стеклянной скалы» (на английском языке)
Видео
- TEDx Talks. «Почему женщины и цветные люди падают со стеклянного утёса | Софи Уильямс» (на английском языке)
Станьте первым, кто оставит комментарий