Службы психологической поддержки бесплатно оказывают помощь тем, кто по какой-то причине не может обратиться к частному психотерапевту. Достаточно набрать номер телефона доверия и рассказать о своих тревогах оператору. Девушки, оказавшиеся в кризисных ситуациях, поделились своим опытом и рассказали, помогли ли им специалисты.
«После разговора чувство одиночества усилилось»
О телефоне доверия я узнала ещё лет в 14, нашла номер крупной службы в интернете. Тогда это казалось не особо нужным и полезным.
Однако к такой помощи я прибегала дважды. Два года назад мы с братом стали постоянно ругаться, иногда доходило до рукоприкладства. После очередной нашей ссоры я решила позвонить. Хотелось, чтобы меня успокоили и поддержали. Уже не помню точно, о чём мы разговаривали со специалисткой, но женщина на другом конце провода помогла мне. Мы проговорили полтора часа, и она меня успокоила.
Спустя несколько дней после начала «спецоперации» я поняла, что не справляюсь с новостями о происходящем в мире. Приехала домой после работы, почувствовала сильное одиночество и панику. Даже возникли суицидальные мысли. Я боялась причинить себе вред.
Друзьям звонить я и не думала: они тоже сейчас в подавленном состоянии. Не хотелось взваливать на них ещё и свои переживания — это тяжёлый груз. С родными я вообще стараюсь не обсуждать новости. Поэтому я и решила обратиться в службу доверия.
Я дозвонилась быстро, долго ждать не пришлось. Судя по голосу, мне ответила женщина средних лет. Она сразу начала называть меня солнышком, но это не возымело никакого положительного эффекта. Скорее, наоборот оттолкнуло. К тому же, когда человек звонит на номер телефона доверия, он обращается за помощью анонимно. Но она спрашивала, откуда я, как меня зовут и сколько мне лет, что тоже добавило дискомфорта. А ещё у неё был отстранённый тон. Понятно, что я не первая, кто звонит, но я совершенно не чувствовала какого-то желания мне помочь.
Начать разговор было нетрудно. Я описала своё эмоциональное состояние. Говорила, что из-за сложной ситуации в мире начинаю сходить с ума. Я находилась в квартире одна и ни к кому не могла обратиться за помощью. В общем, откровенно и честно поделилась тем, что чувствую. Тогда эта женщина сказала: «мы все приходим в этот мир одни и умираем одни». Это было не то, что я ожидала услышать от психолога.
Её слова оттолкнули меня, поэтому я вежливо поблагодарила специалиста и сказала, что эта помощь мне не подходит. Наш разговор продлился не больше 10 минут.
После разговора чувство одиночества усилилось. Я начала обзванивать другие службы, но никто так и не взял трубку. Моя тревожность разрасталась, поэтому в конечном счёте всё же пришлось идти за помощью к близким. Я расплакалась, и меня смог успокоить только мой молодой человек.
Я считаю, что мне просто не повезло. Ведь первый опыт обращения в службу психологической поддержки был положительным. Если вдруг я окажусь в критической ситуации, то снова позвоню. И надеюсь, мне попадётся более компетентный специалист.
«Мне просто нужно поговорить с кем-то, чтобы успокоиться»
Я давно знаю про телефоны психологической поддержки: видела рекламу то ли по телевизору, то ли в интернете. Но раньше мне казалось, что это бесполезно и ничего конструктивного незнакомый человек сказать не сможет.
Но два года назад я решилась позвонить. Тогда я столкнулась с домашним насилием. Раньше у меня случались стычки с отцом, но это не заканчивалось серьёзными последствиями. Разве что могли остаться синяки. Но в один вечер он начал душить меня, и я потеряла сознание.
Всё это происходило на глазах у других членов в семьи, но меня никто не защитил. Наоборот, сказали, что я сама спровоцировала отца. Я не получила никакой поддержки. В тот момент хотелось, чтобы кто-то выслушал меня и поделился мнением со стороны. К тому же, когда выговариваешь всё, что у тебя душе, ты так или иначе успокаиваешься и начинаешь более рационально мыслить.
Обратиться к своей психологине я не могла — всё происходило ночью. Но я вспомнила, что она посоветовала мне в случае кризисных ситуаций позвонить на номер телефона доверия. Это я и сделала. Конечно, были сомнения: неизвестно, что там за специалист, какое у него образование и какие взгляды на домашнее насилие. Было страшно опять услышать обвинения в свою сторону.
Трубку взяли очень быстро, и я услышала мужской голос. Мне не хотелось разговаривать с мужчиной о домашнем насилии. Казалось, что он не поймёт меня в полной мере. Поэтому я дрожащим голосом начала просить его переключить меня на оператора-женщину. Он не стал давить и выполнил мою просьбу.
Трудностей в разговоре с женщиной-оператором не возникло. Я сразу сказала, что мне просто нужно поговорить с кем-то, чтобы успокоиться.
Специалистка оказалась милой и деликатной. Она сочувствовала мне и поддерживала меня. Сказала, что я не виновата и ответственность полностью лежит на нападавшем. В общем, полностью встала на мою сторону. Она спрашивала, хочу ли я вызвать полицию и нужна ли мне в этом помощь. Меня никто не торопил, в итоге мы поговорили минут двадцать. Благодаря этому звонку я более-менее смогла прийти в себя.
После я почувствовала облегчение. Выговорила всё, что хотела, и мне стало чуточку спокойнее. Конечно, один звонок не решил всех моих проблем, но свою основную задачу он выполнил.
Разговор по телефону доверия я позже затронула на сессии со своей терапевткой. Темы, которые мы обсудили с той женщиной, стали основой для рассуждений и в дальнейшем помогли мне сепарироваться от родителей. Поэтому, если вдруг я окажусь в безвыходной ситуации и никто не сможет меня поддержать, я обращусь за помощью ещё раз.
«Предположил, что у меня биполярное расстройство, и мне нужны препараты»
Не помню, когда я узнала о телефонах доверия. Скорее всего, увидела рекламу по телевизору, ещё когда была школьницей.
В детстве меня часто игнорировали, даже когда я болела, оскорбляли, ограничивали в еде, потому что считали, что я склонна к полноте. Я боялась родителей, потому что прилететь могло за что угодно. Если я упала и испачкала одежду, домой можно было не приходить. С возрастом это переросло в комплексное ПТСР. Сейчас если я не высплюсь или плохо поем, то потом чувствую себя никчёмной.
Около двух месяцев назад я поругалась с молодым человеком. После ссоры меня так сильно переполняло чувство вины, что дальнейшее существование казалось невозможным. Подобные мысли возникали и раньше. Я старалась либо справляться сама, либо прибегать к помощи психотерапевтки. В тот день я не могла с ней связаться, поэтому решила позвонить на номер телефона доверия. Считала, что это единственный выход.
Я искренне надеялась, что мне помогут. Однако дозвониться оказалось не так легко, как я думала. Большинство номеров из гугла оказались недоступны. Либо просто шли гудки и никто не поднимал трубку. В конце концов я дозвонилась до службы доверия из другого города.
К этому моменту я уже с трудом могла сформулировать свой запрос. Поэтому просто в общих чертах описала, что чувствую прямо сейчас. Сказала, что трудно справиться со стыдом и отвращением к себе.
Специалист оказался не особо вовлечён в разговор. Он велел мне обратиться в психоневрологический диспансер. Предположил, что у меня биполярное расстройство и мне нужны препараты. Хотя похожих симптомов у меня нет, как и показаний к приёму медикаментов. Больше никакой помощи он мне не оказал и даже толком не выслушал. Мне пожелали хорошего настроения, и на этом мы попрощались.
После звонка было чувство, будто мои переживания обесценили. К счастью, я всё же смогла успокоиться самостоятельно. Но в голову сразу же полезли мысли о подростках, о пострадавших насилия, о наркозависимых, о людях, которые находятся в реально безвыходных ситуациях. Непонятно, смогут ли они дозвониться до этой службы и какую помощь в итоге получат.
«Сначала говорила по придуманному сценарию, но потом слова полились сами»
О телефоне доверия я узнала давно из зарубежных сериалов. Стало интересно, есть ли подобное в России, поэтому я погуглила на будущее.
У меня сложные отношения с родителями, мы часто ссоримся. Неделю назад я спросила, заслужила ли на день рождения новый телефон. Они ответили отрицательно и спросили, с чего вдруг я вообще собиралась услышать «да». Также сказали, что я не достойна всего, что имею. После этих слов я расплакалась, и меня обвинили в излишней эмоциональности. Казалось, что родным плевать на мои чувства, хотя я всегда всё делаю по их указке.
Мне хотелось поскорее успокоиться. Подумала, что станет легче, если кто-то выслушает меня и хотя бы скажет что-то банальное вроде «ты со всем справишься». Я стараюсь не делиться проблемами с друзьями, потому что не хочу грузить их переживаниями. Поэтому я нашла нужный номер в интернете.
Немного волновалась перед звонком. Я заранее продумала речь и темы, на которые собиралась разговаривать, составила в голове план.
Дозвониться я смогла со второго раза. Сначала говорила по придуманному сценарию, но потом слова полились сами. Оператор вначале разговора был пассивным и просто слушал меня. Затем задавал уточняющие вопросы о наших отношениях с родителями, о последней ссоре, о моём самочувствии. Спросил, не ходила ли я к психотерапевту или психологу. Он не поддерживал только меня или моих родителей и до конца придерживался нейтралитета.
Когда я высказалась, он рекомендовал мне обратиться в клинику на групповую психотерапию. Сказал, там за две недели приведут меня в порядок. Возникло ощущение, будто меня заставляют идти в медучреждение. Я не считаю, что мою проблему с родителями можно решить походом к врачу.
Однако я перестала плакать. Я выговорилась, и стало лучше. Если вдруг подобное произойдёт снова, я позвоню на номер телефона доверия. Ведь специалисты могут выслушать, не перебивая, — а иногда достаточно и этого.
🤝Женщины делятся личным опытом
«Я никогда не знаю, кто позвонит»: как работает специалистка телефона психологической поддержки
«В тяжёлые времена мы не исчезаем с радаров». Как люди находят друзей на расстоянии
Обложка: Аника Турчан
Станьте первым, кто оставит комментарий