Режиссёр хорроров «Реинкарнация» и «Солнцестояние» Ари Астер снял новую картину с Хоакином Фениксом в главной роли. Это история об инфантильном и тревожном мужчине Бо, который пытается навестить свою мать и преодолевает множество испытаний на пути к ней. 4 мая лента выходит в российский прокат. Симона Андрисенко посмотрела фильм до премьеры и делится впечатлениями.
О чём фильм «Все страхи Бо»
Бо Вассерман, которого играет Хоакин Феникс, — нерешительный, одинокий, неуверенный в себе мужчина лет сорока. Рядом с его домом постоянно тусуются пьяные и попрошайки, в районе слышна стрельба. Да что уж — буквально из окон квартиры Бо на проезжей части виден труп бездомного, до которого никому нет дела. Мир, который окружает героя, действительно ужасает. Неслучайно Бо так не хочет лишний раз покидать дом. Однако в этот раз ему нужно отправиться в поездку — навестить мать. Зрители встречают Бо, когда он уже собрал чемодан, купил билет на самолёт и зашёл к психотерапевту за рецептом на новый противотревожный препарат.
Улететь утром у Бо не получилось. Мало того, что он проспал, так ещё кто-то украл ключи прямо из входной двери, когда Бо вернулся в квартиру кое-то забрать. В итоге путь до материнского дома окажется крайне сложным и будет сравним с «Одиссеей» или же дорогой героев «Властелина колец» в Мордор.
Кто работал над картиной
«Все страхи Бо» снял Ари Астер — американский режиссёр, известный хоррорами «Реинкарнация» и «Солнцестояние». Идея фильма про Бо появилась у Астера более 10 лет назад, когда он ещё учился в аспирантуре Американского института кино в Лос-Анджелесе. Он даже снял короткометражку «Бо», но такого формата было недостаточно. Астер рассказывал в интервью The New York Times, что придумал целую «фрейдистскую одиссею». Для неё, конечно, нужны были более масштабные съёмки. Спустя годы компания А24 дала ему такую возможность.
Студия А24 в прошлом году выпустила фантастический комедийный боевик «Всё везде и сразу», который получил 7 премий «Оскар». По запутанности сюжета и количеству сюжетных линий «Все страхи Бо» ничуть не уступает «Всё везде и сразу». Кажется, компания поверила в успех таких странных фильмов, поэтому дала Астеру полную свободу творчества.
«Я всё ещё не могу до конца поверить, что мне дали ресурсы и свободу, чтобы сделать это так, как мы сделали, и заслуга А24 в том, что они были так безрассудны, чтобы дать мне сделать это»,
Ари Астер на премьере своего фильма в Лос-Анджелесе
Что понравилось
Невероятная игра Хоакина Феникса
Всё же Хоакин Феникс — мастер перевоплощения. В обрюзгшем, неуверенном в себе маменькином сынке Бо трудно узнать эксцентричного Джокера или интеллигентного и эмоционального журналиста из фильма «Камон Камон».
Всё существование Бо проникнуто чувством вины: перед властной матерью, перед теми, кого он встречает, перед самим собой. Герой не понимает, что он сделал не так, жаждет помощи и никак не может совершить какой-нибудь решительный поступок. Фениксу идеально удаётся передать это состояние: неловкие движения, неуверенная походка, сбивчивая речь и глаза, которые весь фильм полны страха перед жизнью. Сначала героя жаль. Спокойный, скромный мужчина просто оказался среди жестоких людей. Иногда его наивность и инфантилизм смешат. Но со временем его поведение начинает вызывать злость и отвращение — кажется, что нельзя быть настолько слабым и безвольным человеком.
По словам режиссёра, Хоакин Феникс раздумывал над этой ролью почти полгода, но всё же согласился. Они с Астером беседовали о фильме и о главном герое несколько месяцев, а потом неделями анализировали сценарий. После выхода фильма Астер рассказывал, что такая кропотливая работа того стоила: «Это был лучший опыт в моей жизни. Он научил меня тому, как я хочу работать в будущем, — той серьёзности, которую я теперь ожидаю от актёра в любой роли».
Тема детско-родительских отношений
У Бо Вассермана невероятно успешная и властная мать, которая воспитала его в одиночку. Когда он позвонил и сказал ей про украденные ключи, из-за которых надо отложить поездку, мать не посочувствовала сыну. Она долго молчала, а Бо изводил себя, пытаясь ей угодить. Взрослый мужчина одновременно боится матери, и чувствует перед ней вину, и не понимает, как жить без её одобрения. Этот фильм — очередное напоминание о том, как важна сепарация от родителей.
Во время путешествия Бо будут мелькать флешбэки из его детства. Какие-то из них полны нежности, а какие-то — жестокости. Но очевидно, что Бо не просто так боится мира, который окружает его. Некоторые страхи в него буквально вселила мать. Например, что ему нельзя заниматься сексом, иначе он умрёт, как и его отец. Достигнув материнского дома, Бо и вовсе почувствует, что вся его жизнь распланирована матерью. Эдакое шоу Трумана, только вот совсем не в идеальном мире.
Что не понравилось
Было совсем не страшно
Определить жанр этого фильма я не смогла. Он заявлен как комедийный хоррор, однако страшного в нём нет ничего. У фильма в целом тревожная атмосфера, но это не удивительно, ведь зрители следят за миром Бо. Постоянная паника передаётся от героя зрителям, но она не пугает, а угнетает. В картине нет скримеров и поистине жутких кадров, но много неприятных и противных.
Есть несколько смешных до нелепости моментов. В одном из них голый Хоакин Феникс бежит через дорогу и перепрыгивает через уже разлагающийся труп. В другом с самым серьёзным на свете лицом говорит такую глупость, что нельзя не улыбнуться. Но назвать это комедий или чёрной комедией в целом трудно.
Эмоциональное впечатление от фильма напоминает ленту «Паразиты». Там зрителей тоже сажали на эмоциональные качели, но переходы были плавнее. В ленте Астера можно не успеть за сменой интонации повествования: не успеваешь ни как следует испугаться, ни засмеяться, ни погрустить.
Невыносимый хронометраж
«Все страхи Бо» идёт почти три часа. Он довольно динамичный, но в нём так много сюжетных линий и деталей, что, пока пытаешься уследить за всем, очень устаёшь. Если прибавить к этому частые переходы с драматического на комическое, то неудивительно, что на исходе второго часа силы и внимание покидают зрителя.
У картины очень захватывающее начало. Хочется понять, что будет дальше, как же герой выпутается из своих проблем. Однако Бо не собирается помогать зрителю: он только всё глубже и глубже вязнет в передрягах. В какой-то момент уже становится неинтересно, что с ним будет дальше. Хочется, чтобы либо он дошёл туда, куда идёт, либо уже был растерзан тем, чего так боится.
Нераскрытые сюжетные линии
Сразу стоит сказать, что искать логику в этом фильме не стоит. Он начинается как вполне реалистичная история: инфантильный мужчина сталкивается с проблемами. Да, он живёт в гипертрофированно ужасном мире, но это легко объяснить его тревожностью. Однако потом проблем и бед в жизни Бо становится так много, что это выходит за грань реальности.
Бо попадает в несколько передряг, но зрителю не объясняют, кто именно рядом с ним и чего от него хотят эти люди. Например, в одном из эпизодов Бо натыкается в лесу на бродячих артистов, а потом на их труппу нападают. Бо сбегает, с ним всё в порядке, а что же случилось с остальными? Вопросы есть к каждому сюжетному повороту.
Истории не стыкуются друг с другом, и получается такая путаница, что до последнего неясно, в реальности ли происходит то, что мы видим. Может быть на самом деле Бо умер ещё в самом начале, а это все лишь испытания, которые проходит его душа? Или происходящее — лишь бред, ведь Бо выпил новые таблетки, которые прописал ему психотерапевт? Он предупреждал, что если принять их неправильно, могут быть серьёзные последствия.
Стоит ли смотреть фильм «Все страхи Бо»
В фильме представлена история героя, которому предстоит сложное странствие. Американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл написал об этом целую книгу «Тысячеликий герой». Бо следует классической схеме: он откликается на призыв, отправляется в путь, преодолевает испытания и возвращается домой. Только вот в пути герой должен как-то измениться. А с Бо этого не произошло.
Мне несколько раз за фильм казалось, что вот-вот будет кульминация, но сюжет снова резко поворачивал и начиналась ещё одна история. Финал же наступил так резко, что я даже не сразу осознала, что на этом закончился фильм. Выходя из кинозала, я не понимала, что и зачем я только что посмотрела.
Фильм уж точно не попадает в категорию хорроров, но сможет пощекотать нервы и погрузит в тревожную атмосферу. Это многосоставная головоломка, части которой различаются даже визуально. Думаю, любителям долгих и запутанных историй будет интересно посмотреть эту работу Астера. Если вы готовы к тому, что многие вопросы останутся без ответа.