Любить
5 ноября 2022

Как паре разделить домашние обязанности, чтобы в квартире было чисто и мирно

Честно поговорите с партнёром и не относитесь к уборке слишком серьёзно.

Дарья Полещикова
Дарья Полещикова
Авторка «Горящей избы».
домашние обязанности
1

Совместная забота о домашнем уюте наряду с верностью и гармоничными сексуальными отношениями делает брак счастливым. Разбираемся, как справедливо разделить домашние обязанности с партнёром.

Опрос 2016 года показал, что почти треть российских семей ссорятся из-за распределения домашних обязанностей. 8% даже разводятся из-за разногласий в бытовых вопросах. Около 60% взрослых людей независимо от пола, семейного положения и наличия детей считают, что важно заботиться о чистоте дома вместе.

Женщинам, как правило, приходится уделять больше времени неоплачиваемой работе по дому. По информации Американского исследовательского центра Пью, они тратят в среднем 16 часов в неделю на домашние дела и 12 часов на заботу о детях. У мужчин на этот уходит 9 и 7 часов соответственно. В России женщины занимаются домом в среднем в два раза больше, чем мужчины.

Не во всех семьях обсуждают распределение домашних обязанностей. Предполагается, что уход за домом — женское дело, а мужчина может только «помогать». Если партнёров такое положение дел не устраивает, пора обсудить, как распределить домашние обязанности, чтобы все были довольны.

Шаг 1. Обсудите проблему с партнёром

Оксана Стрижкова
Практикующий психолог. Окончила ЮУрГУ по профилю «Психодиагностика и консультирование» и МГУ по программе «Социальная психология»

Говорите в комфортной обстановке

Важно, чтобы оба были настроены на разговор. Постарайтесь учесть настроение собеседника. Если партнёр не готов обсуждать проблему прямо сейчас, предложите ему выбрать другое время для беседы.

Придерживайтесь позиции Взрослого

Не стоит вести диалог из позиции Ребёнка. Например, капризничать, демонстрировать слабость, обижаться и дуться. Не подойдёт также позиция Родителя. Не нужно отчитывать партнёра, как провинившегося малыша, и требовать, чтобы он соответствовал вашим ожиданиям.

Лучше всего обсуждать проблемы как два взрослых человека. Вы равны и договариваетесь как партнёры. У каждого есть право голоса. Ваши интересы и чувства одинаково важны и достойны внимания.

Используйте «я-выражения»

Постарайтесь не перекладывать на партнёра ответственность за ваши желания и чувства. Если использовать формулировки «ты сделал», «ты должен», «ты всегда так поступаешь», «ты никогда не замечаешь» и подобные, у партнёра может возникнуть защитная реакция. В ответ на «тыканье» хочется прекратить диалог или напасть в ответ. Беседа может перерасти в ссору. Чтобы этого не произошло, старайтесь говорить о своих чувствах и используйте «я-выражения». Например, «я считаю», «я чувствую», «мне хочется», «мне неприятно, когда делают так».

Будьте готовы к отказу

Уважайте мнение партнёра. Обсуждение не должно быть формальным, когда по факту всё решено и права отказаться у партнёра нет. Уважайте границы другого человека и не забывайте про собственные. Это позволит не перетягивать одеяло на себя и не нападать на партнёра.

Напоминайте о важности обсуждаемой проблемы для обоих

Цель диалога — не выставить кого-то виноватым или заставить что-то сделать. Помните, что вы оба хотите одного и того же: сделать совместную жизнь более комфортной. Не сверяясь с партнёром и не зная его мнения, достигнуть этого не получится.

Возьмите паузу, если обсуждение становится слишком напряжённым

Помните, что успешный диалог не может зависеть только от одного человека. Пауза нужна, чтобы успокоиться, сформулировать своё мнение и отделить его от мнения другого человека. Это поможет сделать диалог более нейтральным и избежать ссоры.

Шаг 2. Проверьте, как вы делите домашние обязанности сейчас

Некоторые дела занимают много времени, но остаются невидимыми. Например, ежедневная готовка и мытьё посуды. Или оказываются более трудозатратными, чем можно представить. Например, оплата счетов.

Чтобы определить, справедливо ли разделены домашние обязанности, можно сделать список основных дел по дому. Скорее всего, туда войдут готовка, мытьё посуды, стирка, глажка, мытьё полов, уборка сантехники и так далее. Пусть каждый отметит, какие задачи он выполняет и сколько времени на это тратит. Так вы увидите свой вклад в заботу о доме.

Потребности каждой семьи могут быть разными. Например, когда есть маленькие дети или домашние животные. Если навскидку составить список не получилось, попробуйте завести дневник домашних обязанностей. Заполняйте его вместе с партнёром в течение недели. Пусть каждый записывает всё сделанное на благо дома. Не забудьте указать время, которое занимает та или иная задача.

Важно не обесценивать свой труд и вносить в дневник даже те дела, которые приносят удовольствие. Например, если вам нравится наводить порядок в шкафу и вы полдня сортировали одежду, стирали её, развешивали по полочкам и кайфовали — это тоже считается.

Дневник решит сразу две задачи. Во-первых, покажет вклад каждого из вас в семейный комфорт. А во-вторых, поможет определить количество необходимых дел по дому.

Шаг 3. Составьте список дел и договоритесь о стандартах чистоты

На основе дневника составьте список дел для вашего дома. Не вносите туда что-то только потому, что так принято. Возможно, вы решите не мыть полы раз в неделю, а вместо этого почаще собирать пыль и крошки с помощью пылесоса. Или готовить самостоятельно только по выходным, а в будни заказывать доставку.

Задачи по дому можно разделить на несколько категорий.

Рутинные дела выполняют с определённой периодичностью. Например, готовить еду, мыть посуду, кормить кота и застилать постель нужно каждый день. Закупать продукты, стирать и пылесосить — раз в неделю. Оплачивать коммунальные счета — раз в месяц. Можно составить чёткий график рутинных дел.

Сезонные дела возникают один или несколько раз в год. Помыть окна, поменять резину с летней на зимнюю, перебрать гардероб, собрать яблоки в саду у бабушки — примеры сезонных дел. Они повторяются из года в год. Их можно спрогнозировать и внести в календарь.

Неожиданные дела появляются время от времени. Прорвало унитаз, сломался холодильник, а ребёнку для завтрашнего урока технологии нужно ведро каштанов — такие задачи трудно прогнозировать, а реагировать на них нужно быстро.

Шаг 4. Распределите дела так, чтобы всем было комфортно

Список домашних обязанностей готов. Теперь каждому члену семьи надо распределить дела по трём колонкам: делаю с удовольствием, готов делать, не хочу делать. Отталкиваясь от этого, разделите задачи примерно пополам. Например, если один из партнёров любит пылесосить, пусть это будет его обязанностью. Если мыть посуду готовы оба, то это можно делать по очереди.

Дела, которые не нравятся никому, можно делегировать. Например, периодически приглашать клининговую компанию для мытья полов и сантехники. Или заказывать доставку продуктов, чтобы не таскать тяжёлые сумки самим. Если нет возможности делегировать неприятную задачу, договоритесь выполнять её по очереди.

Ещё один вариант — распределить задачи по сферам. Например, один отвечает за приготовление еды. Он планирует меню, закупает продукты и приводит кухню в порядок после готовки. А другой занимается уборкой. Соответственно, именно он выбирает бытовую химию и следит, чтобы дома всегда был стиральный порошок и средство для мытья посуды.

Распределяя домашние обязанности, постарайтесь не ориентироваться на гендерные стереотипы или традиции родительской семьи. Например, ваш муж не обязан мыть обувь только потому, что у родителей всегда отвечал за это папа.

Шаг 5. Помогите новым обязанностям войти в привычку

Не торопите себя и дайте новому графику уборки устояться. Выделите в расписании конкретное время для заботы о доме. Чтобы не забывать запустить стирку или заказать продукты, поставьте напоминалки на телефоне или повесьте на видное место планер. Также можно использовать приложения для отслеживания привычек.

Постарайтесь избавиться от всех препятствий на пути к чистому дому. Купите функциональную бытовую технику, которая облегчит жизнь. Например, стиральная машина с функцией сушки может избавить от необходимости развешивать бельё. Позаботьтесь, чтобы средства для уборки были под рукой. Своевременно меняйте тряпочки. Купите удобную швабру для мытья пола. Чем легче будет убираться — тем больше вероятность, что вы действительно будете это делать.

Шаг 6. Не бойтесь отклоняться от плана

Не относитесь к графику домашних обязанностей слишком серьёзно. Если у партнёра завал на работе, возьмите часть его домашних дел на себя. И не стесняйтесь просить о помощи, если устали. Это не значит, что вы нарушаете договор. В семье поддерживают друг друга.

Старайтесь правильно расставлять приоритеты и периодически устраивайте себе каникулы от домашних забот. Иногда можно забить на гору посуды в раковине и провести время вместе за приятными делами: посмотреть кино или прогуляться в парке.

Комментарии
noop lin
22.04.23 12:14
Ссылка на тест не работает