С буллингом со стороны сверстников сталкивается почти каждый третий ребёнок School violence and bullying a major global issue, new UNESCO publication finds / UNESCO на планете. От травли страдает ментальное, а иногда и физическое здоровье жертвы. Справиться с её последствиями бывает очень сложно, а порой такие истории заканчиваются трагически. Собрали сериалы и фильмы, которые заставляют об этом задуматься: от индийской адаптации испанской «Элиты» до культовой советской картины.
«Чучело» (1984), СССР
Режиссёр: Ролан Быков
Шестиклассница Лена переводится в новую школу в маленьком провинциальном городке. Девочка селится в доме своего деда, над которым в городе посмеиваются. За глаза его называют чудаком. Он живёт уединённо, посвящает всё время коллекционированию картин и так увлечён своим делом, что много лет ходит в лохмотьях. Из-за деда с подачи лидера класса ребята начинают открыто смеяться над Леной. А потом шутки перерастают в настоящую травлю. В попытке спасти одноклассника, который ей нравится, героиня становится изгоем. Жизнь Лены становится адом.
«Чучело», снятое по одноимённой книге Владимира Железникова, стало первым в советском кино серьёзным разговором о буллинге и вызвало острые споры До и после Чучела. Ролан Быков / livelib.ru среди критиков и чиновников, которые были против выхода фильма на экраны. Власти решили, что фильм «позорит честь советских детей». Но многие зрители узнали в главной героине себя. После премьеры режиссёра Ролана Быкова засыпали письмами с благодарностями за реалистичное изображение травли.
В картине действительно показали неприглядную правду — то, как жестокость, равнодушие и эгоизм окружающих могут ранить маленького человека. При этом у «Чучела» есть и более универсальный посыл. Мир класса, где учится Лена, строится на иерархиях. По сути, это наше общество в миниатюре. Здесь есть успешные, состоятельные и популярные, а есть бедные и уязвимые. И когда первые пытаются взять верх над вторыми, ничего хорошего не выходит.
«13 причин почему» (2017–2020), США
Шоураннеры: Брайан Йорки и Диана Сон
Через две недели после самоубийства Ханны, в которую Клэй был влюблён, он находит на пороге дома коробку с аудиокассетами. На них записан голос Ханны, где она рассказывает о причинах, по которым она решила уйти из жизни. И похоже, Клэй — одна из них. Ему предстоит прослушать записи и разобраться в хитросплетении травм и роковых случайностей в жизни Ханны, которые привели к её смерти. Многое из того, что он узнает, станет для Клэя шоком.
Далее описание содержит спойлер
Например, то, что Ханна подверглась слатшеймингу после единственного поцелуя с школьным красавцем-спорстменом. А ещё прошла через сексуализированное насилие. Герою будет непросто это пережить: у него начнутся ПТСР и панические атаки.
Экранизация одноимённого романа Джея Эшера неспроста стала одним из самых популярных проектов Netflix. Классическая подростковая драма здесь сочетается с мощным социальным посылом. В «13 причин почему» говорят об ответственности — за партнёров, друзей и знакомых, близких и не очень. Герои мучатся вопросами: в какой момент они повели себя неправильно по отношению к Ханне? Как могли не заметить, что ей плохо? И начинают быть внимательнее к тем, кто всё ещё рядом. Зритель невольно примеряет ситуацию на себя и задаётся теми же вопросами — не самый комфортный, но очень важный опыт.
На протяжении четырёх сезонов проект ругали за отступление от книжного сюжета, логические противоречия в сценарии и откровенно странные жанровые «скачки». Но историю неизменно обсуждали — сочувствовали жертве, ненавидели её обидчиков, строили предположения о том, что случится дальше. И хвалили за то, что сериал не стесняется говорить о болезненном.
«Нормальные люди» (2020), Ирландия
Шоураннеры: Ленни Абрахамсон, Хэтти Макдональд
Коннел — один из лучших учеников школы и звезда местной футбольной команды. Марианна — тихая и застенчивая девушка, которую одноклассники в лицо называют странной. Их тянет друг к другу, но самый популярный парень в школе не может открыто встречаться с такой, как она. Герои видятся украдкой дома у Коннела, а сплетни о том, что они вместе, переводят в шутку. Марианна делает вид, что её это вовсе не ранит. Всё меняет выпускной, на который Коннел так и не решается пригласить девушку. Она не прощает этот поступок, и влюблённые расстаются. Но жизнь даёт им второй шанс.
Сериал так полюбился зрителям не только потому, что открыл миру молодую писательницу Салли Руни, по чьей книге его сняли. И даже не потому, что сделал известным восходящую звезду ирландского кино Пола Мескала. «Нормальные люди» — это ещё и о переживании травмы. Марианну буллят в школе. Но гораздо сильнее ей достаётся от семьи — эмоционально холодной матери и агрессивного брата с садистскими замашками. Когда Марианна поступает в престижный университет, жизнь выдаёт ей «компенсацию» — любящих друзей, успех в учёбе и тёплое отношение преподавателей. Но последствия буллинга никуда не деваются. Героиня верит, что недостойна любви, и постоянно оказывается в абьюзивных отношениях.
Однако «Нормальные люди» — куда больше, чем рассказ о травме и буллинге на фоне истории первой любви. Это разговор о привилегиях. В Ирландии, стране, долго боровшейся за независимость, эта тема очень болезненна. Марианна из богатой семьи, а Коннел вырос в семье уборщицы. Этот бэкграунд определил то, как они чувствуют себя в этом мире, и повлиял на их отношения. И конечно, главный герой — отличный пример «новой» маскулинности. Уязвимому, чувствительному и очень настоящему Коннелу невозможно не сопереживать.
«Я встретил тех, кто меня травил» (2022), Россия
Режиссёр: Александр Мурашев
В документальном фильме с говорящим названием «Я встретил тех, кто меня травил» журналист Александр Мурашев совершает «путешествие» на 18 лет назад — в своё школьное прошлое, где его травили одноклассники. Он берёт интервью у бывших обидчиков, общается с классной руководительницей, которая равнодушно смотрела на травлю. А ещё разговаривает с другими взрослыми, пережившими буллинг в детстве, и с помощью психологов пытается понять, как с ним бороться.
Это очень личная работа — оттого смотреть её непросто. И самое тяжёлое в ней — даже не хроника происходившего в школе насилия, а беседы с травившими будущего режиссёра людьми. Это важная и очень отрезвляющая часть фильма. Так рассказ о травле становится рассказом о культуре насилия в обществе, которое начинается с вроде бы «безобидных» подзатыльников от ребят посильнее.
«Мама в гневе» (2015), Корея
Шоураннеры: Хан Хи, Ким Бан-ди
Когда-то Чо Кан Джа была грозой школы. Но учёбу пришлось бросить из-за ранней беременности. Теперь у героини есть дочь-подросток А О Ран и маленький бизнес. Когда дочь начинают травить из-за дружбы с изгоем класса, Чо Кан Джа возвращается в школу «под прикрытием», выдавая себя за ученицу. Помогая дочери, она сталкивается с бюрократией и коррупцией в системе школьного образования и пытается с ней бороться, встречая на этом пути союзников и врагов.
«Мама в гневе» — крепкое драмеди. Здесь полно комичных ситуаций, захватывающая любовная линия и пронзительный саундтрек. Но создатели не пытаются приукрасить реальность и выдать зрителю сказку, где добро всегда побеждает. Чо Кан Джа живёт в неидеальном настоящем мире, где есть жадные чиновники, равнодушные учителя и инфантильные люди, предпочитающие не замечать проблемы у себя под носом. При этом с появлением в школе этой необычной «ученицы» жадности, равнодушия и инфантилизма вокруг становится меньше. А значит, не всё потеряно.
«Школа» (2010), Россия
Шоураннеры: Валерия Гай Германика, Наталья Мещанинова, Руслан Маликов
В московскую районную школу приходит новая ученица Аня. Из-за проблем со здоровьем она долго училась дома и жаждет общения. Чтобы привлечь к себе внимание, девушка выкладывает в интернет откровенные фото, лжёт окружающим о своей семье и ввязывается в драки. Одноклассники начинают её травить. К тому же на свою беду она влюбляется в другого новенького — «плохого парня» Илью, и этого популярные девочки из класса ей точно не простят.
«Школу» критиковали за «сгущение красок». Подростки здесь пьют, принимают наркотики, травят и избивают друг друга, ни во что не ставят учителей — и всё это в одной истории. При этом многие зрители говорили, что картина вполне реалистична и напоминает им собственную учёбу в нулевых. Мерзкие подшучивания над одноклассником-мигрантом, эмо с густо подведёнными глазами, разборки с бандой из соседней школы, квартиры с советским ремонтом — и вот зрителя уже переносит в прошлое.
История хороша тем, что авторы не заигрывают со зрителем и рассказывают её прямо и честно. Здесь не романтизируют страшные вещи вроде самоубийства. Манера съёмки напоминает документальную, а от «непричёсанных», как в жизни, диалогов, берёт оторопь. Это фирменный почерк режиссёрки Валерии Гай Германики, до этого в похожей жёсткой стилистике снявшей фильмы «Девочки» и «Все умрут, а я останусь».
«Кэрри» (1976), США
Режиссёр: Брайан Де Пальма
У Кэрри деспотичная мать, а в школе над ней издеваются одноклассники. Однажды дело принимает серьёзный оборот. На уроке физкультуры у героини начинаются месячные, и другие девочки поднимают её на смех. Дома она тоже не получает поддержки и замыкается в себе. Кажется, выхода нет. Но у Кэрри есть секрет — она умеет силой мысли передвигать предметы. И эта суперспособность очень пригодится ей на выпускном, где соберутся все её обидчики.
Де Пальма снял «Кэрри» по книге «короля хоррора» Стивена Кинга. Эстетика милых воздушных нарядов для выпускного резко контрастирует с ужасами, которые произойдут в этот вечер. И ещё страшнее понимать, что они случатся из-за того, как обошлись с Кэрри окружающие. Героиню душат стыд из-за публичного «позора», страх и отчаянное желание отомстить. Пожалуй, хоррор — идеальный способ рассказать о том, какой разрушительной бывает травля.
«Класс» (2023 — ), Индия
Шоураннеры: Индира Бишт и Ашим Ахлувалиа
Школа в рабочем квартале, в которой учились Дирадж, Саба и Балли, сгорела, и друзьям внезапно дают стипендию в престижную частную школу в Нью-Дели. Они попадают в незнакомый мир своих состоятельных одноклассников. Их тут же высмеивают за скромную одежду и отсутствие личной машины. Но герои не намерены сдаваться. Вскоре судьбы бедных и богатых учеников свяжет загадочная смерть их одноклассника.
«Класс» основан на сюжете испанского хита Netflix «Элита». Последнюю часто критикуют за избыток мелодраматичности, но индийскую адаптацию в этом не упрекнёшь. В «Классе» сильный социальный посыл. Это неудивительно, ведь действие разворачивается не в благополучной Испании, а в развивающейся Индии. Здесь обсуждают проблему неравенства — хотя кастовую систему упразднили, её «призрак» всё ещё бродит по стране. Говорят про исламофобию и коррупцию в образовании. И не стесняются разговоров о политике. Например, Саба — дочь иммигрантов из Кашмира, и в Индии её семье приходится нелегко (Кашмир — территория на северо-западе Индостана и предмет длящегося с 1947 года конфликта между Индией и Пакистаном. — Прим. ред.)
В отличие от «Элиты», создатели не делают реальность, в которой живут герои, глянцевой картинкой. За это сериал хвалили How Netflix's Class Ushers In A New Coming-of-Age Narrative In India’s TV Scape / Movieweb критики, назвавшие «Класс» жёсткой, живой и актуальной историей о жизни молодых индийцев.
«Новенький» (2020 — ), Россия
Шоураннерка: Оксана Барковская
В маленьком провинциальном городе исчезает 16-летний Макс Плетнёв — недавно он переехал сюда с матерью из Москвы и перевёлся в местную школу. Одноклассники упорно молчат о причинах, которые могли за этим стоять. Постепенно выясняется, что пропавший стал жертвой коллективной травли. Пытаясь распутать дело Плетнёва, следствие обнаруживает: у жителей города полно тёмных секретов. И они могут быть связаны с исчезновением подростка.
У зрителей было немало претензий к сериалу. Его то сравнивали с «13 причинами почему» (не в пользу «Новенького»), то называли бледной копией вышедшей на 10 лет раньше «Школы» Гай Германики. Кто-то обвинял проект в том, что сюжет почти полностью повторяет реальную историю «Он же никто, просто ребёнок, который ушёл в лес» / BBC пропавшего в Смоленской области подростка. При всех своих недостатках «Новенький» выглядит очень своевременным и нужным. Это сериал с внятным, простым, почти «азбучным» посылом, призывающий обратить внимание на проблему. Разговор о жестокости детей и равнодушии взрослых, которые предпочитают её не замечать, никогда не будет лишним. Кстати, в финале первого сезона зрителей ждёт специальный эпизод. В нём актёры и съёмочная группа рассказывают о том, как сталкивались с буллингом, а психологи дают рекомендации подросткам, которые переживают травлю сейчас.
«Класс коррекции» (2014), Россия
Режиссёр: Иван И. Твердовский
У Лены инвалидность, она передвигается на коляске и почти всю жизнь провела на домашнем обучении. В районной школе её определяют в коррекционный класс к детям с ментальными особенностями. Ребят презирает вся остальная школа, включая учителей. Для «коррекционных» даже выделили специальный коридор с решёткой. Сначала новый класс принимает Лену радушно. Герои спорят друг с другом, кто поможет ей добраться до дома (без пандусов это особенно тяжело), девушка с удовольствием учится и взаимно влюбляется в одноклассника, которого «засунули» сюда из-за эпилепсии. Но потом их милость сменяется на гнев.
Фильм больше, чем история про буллинг в отдельно взятой школе. Это исследование мира, где кого-то по привычке считают «неполноценным». Режиссёр стилизовал его под документальную съёмку. Разговоры за чаем о том, что людей с инвалидностью «надо кастрировать», отговорки местной администрации, которая всё никак не может установить пандус, родители, пришедшие в ужас оттого, что их сын встречается с «инвалидкой», — всё это больно бьёт прямо в цель. Жёсткое, в духе фон Триера, кино то дарит, то отнимает надежду.
Далее описание содержит спойлер
Лене придётся потерять любовь, пройти через насилие и столкнуться с равнодушием взрослого мира. Всё это — чтобы стать сильнее.
«Лейт Найт Скул» (2022 — ), Россия
Шоураннеры: Ярослав Туров и Данил Lumerz
Из-за проблем в родительском бизнесе Илья переводится из престижной лондонской школы в обычную московскую. Новые одноклассники у него восторга не вызывают, и он решает держаться от них подальше. Но всё меняет случай: после тусовки один из парней сливает в сеть интимные фото своей бывшей девушки Иры. Наутро о ней сплетничает вся школа, а соцсети Иры закидывают сообщениями с оригинальным эпитетом «ш**ха». Илья заступается за девушку и пытается заставить класс поговорить. Так рождается школьное ток-шоу. Ребята собираются в спортзале и обсуждают самые «горячие» темы — буллинг, слатшейминг, гендерные стереотипы и отношения в семье. Шоу становится популярным.
«Лейт Найт Скул» важен по двум причинам. Сериал пытается донести простую мысль: подростки часто не могут обсудить свои дела со взрослыми. Те вечно заняты, часто считают это «глупостями», и у них полно предрассудков. А ещё подростки, кажется, «изобрели» новый способ решать проблемы — с помощью… диалога. «Нюдсы — это окей, это наши тела, и мы делаем с ними, что захотим. Но зачем сливать чужие фотки?». В сериале никто не спешит устраивать громкие разборки и пускать в ход кулаки. Герои учатся слушать друг друга, и от этого очень радостно.