Знать
25 сентября

Эмпауэрмент, мода, способ заработка? Как традиция бинтования ног стала предметом споров

Даша Суворова
Даша Суворова
Журналистка.
лотосовая ножка

В мире полно традиций, которые усложняли жизнь женщинам. Достаточно вспомнить проверки на девственность и женское обрезание. Бинтование ног — из той же серии. Женщины, прошедшие через эту практику, мучились от дикой боли, а их стопы травмировались на всю жизнь. Но оказывается, некоторые феминистки считают, что критиковать этот обычай неправильно. И даже называют его чуть ли не эмпаурментом для женщин.

Ноги как лист золотого лотоса: что это за традиция бинтования

Бинтование ног — обычай, который возник в древнем Китае. Он стал популярным во времена династии Сун (X-XIII век) и сохранялся вплоть до XX века. Маленьким девочкам трёх–семи лет загибали пальцы на ногах внутрь и туго обматывали тканью. Cо временем кости и мягкие ткани деформировались, и ноги просто переставали расти. Ступни становились крошечными, а подъём очень высоким. Весь процесс был адски болезненным и растягивался на годы. Обычно его контролировали мамы и бабушки.

По одной из версий, моду на маленькие ножки ввели китайские танцовщицы. По другой, один из императоров приказывал своим наложницам бинтовать ноги так, чтобы они напоминали «лист золотого лотоса» (возможно, отсюда и название «лотосовые ножки»). Потом традицию подхватили все — и элита, и простолюдины (даже несмотря на то, что работать в поле с такими ногами было не слишком удобно).

Забинтованные ноги ограничивали хозяйку во всём: c ними было тяжело ходить и даже просто вставать со стула. Как потом выяснили учёные, бинтование не только навсегда меняло форму ног, но и серьёзно било по здоровью. Например, повышало риск остеопороза и переломов шейки бедра — маленькие ножки были слишком неустойчивыми. Среди других возможных последствий были нарушение кровотока, кожные язвы, инфекции и гангрены. При самом плохом сценарии женщины могли лишиться пальцев или вообще всей ноги.

Только в 1910 году традицию запретили официально, хотя в деревнях её практиковали ещё долго. Позднее в Китае возникло неофициальное движение «за натуральные ноги». И лишь к 1950-м бинтование исчезло совсем.

Красота или просто экономия: зачем женщины бинтовали ноги

Из модного веяния бинтование быстро превратилось в стандарт красоты. Девушек с маленькими ногами долгое время считали привлекательнее. А про обладательниц обычных ног говорили всякие гадости, например, что их ноги «уродливые» и «неестественные». Были даже песни, поговорки и баллады на эту тему.

«Если у тебя лотосные стопы, выйдешь замуж за литератора, который ест хлеб с мясом;

Если у тебя большие ступни, выйдешь замуж за слепого, который ест отруби».

Что-то похожее матери говорили своим дочерям. Ещё до того, как девочек начинали бинтовать, их приучали ненавидеть обычные ноги и бояться женщин с ними. Им даже заранее выдавали тесную обувь c узким мысом, чтобы потом было легче бинтовать. 

Маленькие ножки взрослых женщин вовсю сексуализировали и даже фетишизировали. На эротических гравюрах их часто изображали именно с лотосовыми ступнями. И в целом забинтованные ноги считали чуть ли не третьим «половым органом» наряду с грудью и вульвой. В древних эротических трудах писали, что после бинтования ноги становятся мягкими и нежными «как кожа младенца», плюс очень чувствительными.

Некоторые авторы даже утверждали, что женщины с такими ногами быстрее получают оргазм. А значит, бинтоваться было в интересах женщин и они поголовно об этом мечтали.

По факту «ножки-лотосы» просто возбуждали мужчин.

Ещё одной причиной для странной традиции стал брачный рынок. На нём ценили именно невест с крошечными ногами. У них было больше шансов удачно выйти замуж — потенциальные свекрови хотели, чтобы их сыновья женились на таких. Причём выбирали не только за внешние данные. Техника бинтования и вышивка на маленьких башмачках говорили о моральных качествах девушки: «её характере, способности переносить боль, трудолюбии и мастерстве в рукоделии».

У современных учёных есть ещё одна теория, зачем женщинам бинтовали ноги: чтобы они не могли уйти из дома. В одном из исследований по теме авторка Мелисса Браун предположила, что дело бы не столько в красоте и желании выйти замуж, сколько в экономической выгоде. В своей работе Браун проанализировала интервью с пожилыми китаянками, которым бинтовали ноги в юности, и пришла к выводу: они вполне могли выйти замуж и с обычными ногами. Просто их с детства убеждали в обратном. 

Главная причина бинтования ног была в другом. Девочек пытались удержать дома, чтобы они занимались ремёслами вроде ткачества или прядения и кормили семью. Всё потому, что перебинтованные ноги буквально ограничивали подвижность и заниматься какой-то более активной работой на улице было в разы тяжелее. 

Исчезновение бинтования в Китае совпало с появлением текстильных фабрик, что лишний раз подтверждает теорию. В удалённых сельских районах было хуже с инфраструктурой, машинное производство дольше оставалось дороже ручного. Поэтому семьям было выгодно, чтобы за прялкой сидели дочери. И поэтому девочек в деревнях перестали бинтовать позже. Получается, девушки с «лотосовыми ножками» были не только изнеженными героинями баллад, но и настоящими труженицами. Благодаря им семья могла есть мясо каждый месяц, а не пару раз в год.

Гордость за свою красоту: что о бинтовании ног говорили феминистки

Первыми критиками бинтования ног стали христианские миссионеры XIX века. Для них эта практика была сексуальным извращением и оскорблением чувств европейцев-христиан. Критику бинтования ног подкрепляли рассуждениями о патриархальности китайского общества. В миссионерской литературе писали, что китайские женщины очень зависели от мужчин: на своих маленьких перебинтованных ножках они даже не смогут убежать в случае войны. При этом в то же время в Европе женщины не то чтобы уже добились полной свободы.

В XX веке про бинтование стали писать феминистки второй волны, которые боролись с несправедливостью во всех сферах жизни женщин. Бинтование, наряду с исламскими хиджабами, рассматривали как типичный для восточного общества пережиток патриархата. Американская фем-публицистка Адриенна Рич указала в своём эссе, что мужчины насаждают свою власть над женщинами через бинтование.

Library of Congress / Wikipedia Commons

  1. У женщин отнимают детей — по сути их превращают в вынужденных мучительниц. Именно они бинтуют дочерям ноги, чтобы те удачнее вышли замуж. А происходит это всё из-за патриархата.
  2. Женщинам физически мешают свободно передвигаться за пределами дома.

Но не все активистки сошлись во мнениях. Некоторые авторки попытались взглянуть на бинтование ног более позитивно. Например, предложили рассматривать его как повод для гордости женщин за свою красоту. Или даже называть искусством и формой эмпауэрмента — как канадская исследовательница Кэтрин Декост. 

В своём эссе Декост написала, что миссионеры смотрели на традицию предвзято и однобоко — через призму культурного империализма. Они хотели заменить восточные ценности европейскими, и их не волновало, что для каких-то женщин их лотосовые ножки — признак принадлежности к китайской культуре и повод для гордости. Плюс, по словам Кэтрин, бинтование было чем-то вроде сакрально женской практики: мужчин в неё не посвящали. Женщины не только сами бинтовали ноги, но ещё и сами делали невероятный красоты обувь: атласную, со сложными цветочными узорами и затейливой вышивкой. Это был одновременно вклад в искусство и способ заработать.

Американская исследовательница Кармен Кьюсак написала в своей статье, что нападки на бинтование ног выглядят ксенофобно и чересчур радикально.

Женщины по всему миру что-то делают со своим телом: исправляют нос ринопластикой, вставляют импланты в грудь, ставят брекеты ради красивой улыбки, а не по медицинским показаниям. Маленьких девочек отдают на балет, от которого (как и от бинтования) ноги неизбежно меняются. Мозоли, растяжения, вывихи, вросшие ногти — все эти травмы социально одобряемы, пока их получают во имя искусства. Никто не арестует родителей, которые отдали девочку в секцию художественной гимнастики. Но китайскую традицию критикуют очень рьяно. В том числе феминистки, некоторые из которых одобряют балет. Получаются двойные стандарты и не совсем честный подход, пишет Кьюсак.

Несмотря на защиту бинтования, негативное отношение к нему по-прежнему перевешивает, в том числе среди феминисток. Хотя анализ культуры бинтования призывает смотреть на неё глобальнее и объективнее, это всё ещё калечащая практика, последствия которой для женщины необратимы.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий