Пиво варят и пьют с древнейших времён. Оно застало шумеров и египетские пирамиды, а сегодня портер, лагер или стаут можно купить в любом супермаркете. При этом многие до сих пор считают пиво чисто «мужским» напитком. Его ассоциируют с футболом, спортбарами и шумными сборищами — якобы чем-то максимально «не женским». И очень зря: по словам некоторых историков, без женщин пивоварения могло бы не быть.
По рецепту богини: каким было пиво в древности
Никто точно не знает, где и когда появилось пиво. Но его история началась в далёком прошлом, чуть ли не на заре человечества. Некоторые археологи даже предположили, что люди стали жить оседло, только чтобы выращивать зерно и виноград для пива и вина.
Шумеры записывали рецепты пива ещё в 3000 году до н. э. У них даже была своя покровительница пивоварения — богиня Нинкаси. Её ещё называли «повелительница опьяняющих фруктов». Сохранилась глиняная табличка с шумерским текстом, известным как «Гимн Нинкаси». В этом тексте, помимо воспевания богини, описали, как сделать солодовый напиток из замоченных зёрен, мёда и вина. На выходе получалось нечто мутное и неоднородное, что нужно было потягивать через трубочку. С современным пивом ничего общего, но именно по такому рецепту его варили жрицы Нинкаси и простые горожанки того времени. И кстати, пивоварение у шумеров было единственным занятием, которому благоволило женское божество.
В Месопотамии пиво стало такой важной частью жизни, что его даже упомянули в законах. Вавилонский царь Хаммурапи, например, пристально следил за тавернами. Их держали в основном женщины, и им под страхом смертной казни запрещалось обсчитывать гостей. При этом хозяйки таверн обязаны были подслушивать разговоры за кружкой пива — не замышляет ли кто правительственный переворот.
В Древнем Египте пиво выдавали строителям пирамид в Гизе — в день они выпивали чуть ли не по четыре литра. Египтяне считали пивоварение домашней работой и, следовательно, уделом женщин. Именно женщины измельчали зерно и процеживали сусло (хотя позднее пивом стали заниматься мужчины).
По словам историка кулинарии Таши Маркс, у напитка был чуть ли не сакральный статус. Египтяне верили, что пиво — дар самого царя загробного мира Осириса. А ещё с ним связывали Хатхор — богиню любви, танцев и красоты. Её называли «Владычицей опьянения». На храме Хатхор в Дендере сохранилась надпись: «рот совершенно довольного человека наполнен пивом». Скорее всего, именно благодаря Хатхор пивоварение доверили женщинам. Виноделием при этом занимались мужчины — его считали более сложным и утончённым занятием.
Бизнес вдов и пляски с чертями: как женщины варили пиво в Средневековье
В средневековой Европе женская доля была незавидной. Женщин называли «орудием дьявола», запирали дома, насильно обривали на допросах инквизиции и даже могли сжечь на костре. У незнатных женщин практически не было прав — они были собственностью мужей. Но даже в таком жёстко патриархальном мире были свои лазейки. Одной из них и стало пивоварение — способ самостоятельно подзаработать. Оно выручало женщин так же, как прядение, работа прислугой или продажа яиц.
В Европе женщины веками варили пиво для домашних и на продажу. Иногда вдова пивовара продолжала его дело после смерти. И даже незамужние женщины пытались стать предпринимательницами. Но относились к ним далеко не всегда уважительно.
Жители Мюнхена как-то потребовали у городских властей отменить право наследования пивоваренного дела — якобы женщина не способна овладеть таким благородным искусством. Правда, власти не прислушались к горожанам, и право наследования у вдов осталось.
В средневековой Англии из всех пивных напитков особенно уважали эль. Вода часто была слишком грязной, молоко шло на сыр и масло, а вино было многим не по карману. Варили эль, опять же, деревенские женщины. Для них даже придумали специальное слово — alewife. Alewife могла также продавать своё домашнее пиво, но скорее по себестоимости, чем для заработка. Если продукт выходил хорошим, дом женщины превращался в мини-таверну: гости собирались там, чтобы выпить и обсудить насущные сплетни.
В городах ситуация была чуть другой: там было слишком много людей, и маленького домашнего производства на всех не хватало. Городское пивоварение было более профессиональным, и в нём было больше мужчин. Они держали солидные таверны и постоялые дворы. Женщины там тоже работали, но у них была «сомнительная репутация»: помимо домашнего комфорта, они могли предложить гостям секс.
Каролина Вилья / Горящая изба
Постепенно в Европе женщин стали выдавливать из пивоварения. Этот процесс растянулся на несколько веков. К 1700 году домашнюю женскую торговлю элем сменило фабричное производство, которое контролировали состоятельные мужчины. Одна из возможных причин — переход от варки эля к варке охмелённого пива. Первый можно было производить небольшими партиями из относительно дешёвых ингредиентов. Для второго нужны были деньги, оборудование и рабочая сила.
Одновременно с этими переменами (и даже годы спустя) женщин-пивоваров и разносчиц пива изо всех сил очерняли. Особенно это касалось городских работниц, хотя сельским alewifes тоже досталось. В книгах, трактатах, церковном искусстве их изображали продажными, агрессивно сексуальными и скупыми. Якобы женщины норовили обмануть клиентов, подсунув им плохой или недостаточно крепкий эль.
Церковные скульпторы особенно изощрялись: у них хозяйка пивной могла быть полностью голой (намёк на плотский грех) и в окружении чертей (своих верных «помощников»).
Некоторые шли ещё дальше и изображали alewife в Аду: она выставляла напоказ грудь и радостно размахивала пивной кружкой, а вокруг резвились демоны. Идея была в том, что нечестивая хозяйка обязательно поплатится за своё поведение и лишится Царства Божьего.
Женщины, варившие пиво, не вписывались в доктрину средневековой Церкви. Церковь учила, что хорошая жена и мать — непременно заботливая, терпеливая, послушная и любящая. Alewife была полной противоположностью: её считали скупой, слишком хитрой и проницательной, а заодно и чересчур независимой. Плюс в то время как от идеальной средневековой женщины требовали чуть ли не мученического целомудрия, alewife не скрывала свою сексуальность — её даже считали развратной.
Быть порядочной женщиной и заниматься пивоварением стало невозможно. При этом вплоть до конца XIX века по всей Англии и Шотландии ценили служанок, которые разбирались в солоде и умели варить пиво. За эти навыки им даже платили больше, чем остальным. Всё потому, что они оставались в «приемлемой» для женщины роли прислуги, а не претендовали на «мужскую» территорию.
Итог всех этих двойных стандартов (а заодно и того, что впоследствии женщин снова превратили в покорных домохозяек) закономерный. Женщин в истории пива как будто и не было. В лучшем случае сохранился собирательный образ европейских вдов и alewifes, но не конкретные имена. Это проявилось даже в названиях пива: кучу марок назвали в честь исторических деятелей-мужчин, а с великими женщинами примеров не так много (разве что имперский стаут, названный в честь императрицы Екатерины Великой). И ситуация бы не изменилась, если бы женщины не взяли её в свои руки.
Нет стереотипам и навязанным правилам: как пиво помогает феминисткам сегодня
Женщины начали возвращаться в пивоваренную индустрию с конца XX века. В США одной из первых пивоварш стала Кэрол Стаудт. Она основала свою Stoudt’s Brewing Company в 1987 году. Спустя 20 лет другая женщина-пивовар, Тери Фарендорф, основала пивоваренное общество Pink Boots Society. У неё была своя мотивация.
«Я обнаружила, что многие начинающие молодые женщины-пивовары никогда не встречали других женщин-пивоваров. На протяжении всей своей карьеры они считали себя „единственной в мире женщиной-пивоваром“ и потому чувствовали себя совершенно одинокими».
Из небольшого проекта на 16 человек Pink Boots Society превратилась в успешную организацию. Она проводит национальные конференции, получает стипендии, а самое главное — вдохновляет всё больше женщин строить карьеру в индустрии.
Для современных женщин пиво — не только возможность заработка, но и высказывание. В 2024 году австрийская фем-пивоварня Muschicraft запустила проект The Most Illegal Beer (буквально «самое незаконное пиво»). В нём собрались женщины из разных уголков Земли — от Уругвая до Италии, США и Мадагаскара. Во время пивоварения они нарушили сексистские законы 50 стран. Например, производили алкоголь (в некоторых странах женщинам это запрещено), работали в ночную смену, водили грузовики, чистили оборудование и поднимали тяжёлые бочки. Цель кампании — напомнить, что даже в прогрессивном 2024 году у женщин по всему миру меньше возможностей, чем у мужчин. Средства от продажи «нелегального пива» направляют в международную организацию Women For Women International, которая как раз борется с неравенством.
Хотя женщины и находят в пивоварении новые возможности, сама индустрия остаётся довольно токсичной и мизогинной. По словам экспертов, в ней по-прежнему господствуют мужчины, а женщины сталкиваются с сексизмом. В 2021 году британская пивоварша Бриенн Аллан попросила своих подписчиц поделиться опытом работы в индустрии. Ей прислали более 800 ответов, в которых женщины описали унизительные комментарии в свой адрес, харассмент и помехи в работе из-за того, что они женщины.
Проблемы средневековых пивоварш не исчезли даже столетия спустя. Женщины по-прежнему сталкиваются с несправедливостью — прямо как в профессиональной кулинарии. Им приходится прилагать больше усилий, чтобы их хотя бы принимали всерьёз. Но вместе с тем в XXI веке пивоварши встали плечом к плечу и теперь поддерживают друг друга.
Станьте первым, кто оставит комментарий