Некоторые считают, что девочек и мальчиков нужно воспитывать по-разному. Девочек учат быть тихими и скромными. Им часто напоминают, что они будущие жёны и мамы. Призывают следить за внешностью с раннего детства. Вместе с психологом Марией Скрябиной разбираемся, к каким последствиям могут приводить популярные советы для девочек.
Будешь так себя вести, замуж никто не возьмёт
Первая вредная мысль, которую слышит девочка в этой фразе: выйти замуж — это главная цель в жизни. Ребёнок может не понимать, зачем это нужно. Но ясно чувствовать: если не выйти замуж, будешь неудачницей.
Вторая вредная мысль: поведение девочки якобы не соответствует нормам. Такая, какая есть, она не устраивает. Надо быть удобной, не выражать своё мнение, притворяться кем-то другим.
Родителям нужно понять, что за этой фразой стоит их тревога. Для многих поколений замужество было гарантией безопасности и благополучия, потому что выживать вместе было легче. Но сегодня ситуация иная. Замужество не единственный вариант благополучной жизни. И использовать его как последний аргумент «приструнить» девочку по меньшей мере странно.
Как лучше действовать родителям
Помните, что и для мальчиков, и для девочек нормально быть экспрессивными, шаловливыми, шумными. Бывает, что девочка возмущается, капризничает, чрезмерно выражает эмоции, не может себя контролировать. У родителей в такой ситуации несколько задач. Сначала дать дочери понять, что её чувства нормальны. Можно сказать:
- Так здорово, что ты умеешь выражать себя.
- Ты такая яркая девочка.
- Мне важно твоё мнение.
Затем помочь девочке скорректировать поведение, если оно мешает ей самой или окружающим. При этом важно давать оценку поступкам, а не ребёнку целиком.
Нужно учиться мыть посуду и стирать — ты же будущая хозяйка!
Приучать ребёнка к аккуратности действительно важно. Так он учится заботиться о себе и своём доме. Это нужно и мальчикам, и девочкам. А в центре этого высказывания находится гендерный стереотип о том, что уборка — женское дело. И он мешает развиваться и строить отношения.
Во-первых, гендерные стереотипы ограничивают девочку. Она получает указание, кем должна быть. А ей могут быть интересны другие сферы. Она может вырасти учёной или бизнесвумен и не интересоваться ведением домашнего хозяйства, а уборку дома делегировать клининговой компании. Но детские установки будут говорить ей, что она недостаточно успешна, потому что «плохая хозяйка», которая не умеет мыть полы.
Во-вторых, гендерные стереотипы мешают строить отношения. Они сужают восприятие будущего партнёра. Заставляют существовать в рамках «женщина — хозяйка, а мужчина — добытчик». В результате молодой человек, который любит убирать и готовить, будет несправедливо выглядеть неправильным, недостаточно мужественным.
Как лучше действовать родителям
Нужно постараться приучить ребёнка к домашним делам и заботе о себе, не сужая круг его интересов и не навязывая гендерных стереотипов. Хорошо, когда домашние дела не делятся на «женские» и «мужские». И у каждого члена семьи есть свои обязанности.
С другой стороны, нужно сохранять гибкость и учитывать потребности ребёнка. Некоторые дети чувствительны к бытовому хаосу. Других творческий беспорядок, наоборот, заряжает энергией.
Не бегай, не ковыряй в носу, не лезь в лужу — ты же девочка! Девочки так себя не ведут!
Специальное поведение только для девочек или только для мальчиков — это стереотип. Он ограничивает детей и не помогает в воспитании.
Дети — это комок импульсов. И мальчикам, и девочкам можно быть спонтанными, бегать, прыгать, громко смеяться, выражать себя. Яркость проявлений ребёнка зависит не от пола, а от темперамента. Бывают спокойные мальчики и активные, подвижные девочки. Это нормально.
Как лучше действовать родителям
Конечно, бывают ситуации, когда шуметь и прыгать нельзя. Непоседливому ребёнку нужно помочь научиться контролировать своё поведение. Конкретные советы будут зависеть не от пола, а от возраста дочери или сына. Например, не каждый семилетний ребёнок может спокойно высидеть двухчасовой спектакль в театре. Возможно, лучше перенести поход на более старший возраст. Или выбрать мероприятие покороче.
Не сиди на холодном, одевайся теплее — тебе ещё рожать!
Для родителей эта фраза выглядит как сильный аргумент, который убережёт девочку от проблем со здоровьем. Ребёнок же воспринимает ситуацию иначе. Для девочки семи, десяти, двенадцати лет материнство — это далёкое будущее.
У девочки, которая часто слышит такую фразу, может возникнуть чувство гиперответственности. Если в будущем у неё будут репродуктивные сложности, она решит, что это её вина. Она сделала что-то не так, недостаточно следила за собой и теперь расплачивается.
Гиперответственность может распространяться на разные сферы: материнство, замужество, учёбу, карьеру. Гиперответственные люди боятся совершать ошибки, а в любых проблемах видят свою вину. Корят себя за прошлое. Это тяжело.
Как лучше действовать родителям
До определённого возраста родители заботятся о здоровье ребёнка сами. И постепенно учат его следить за собой, когда взрослых нет рядом. Лучше не запугивать возможными отдалёнными бедами, а объяснять близкие и понятные последствия. Например, рассказать, что можно замёрзнуть или может заболеть живот. Обычно детям нравится разговаривать об устройстве своего тела и физиологии, они с любопытством задают вопросы. И постепенно учатся следить за здоровьем сами.
Красота требует жертв
С одной стороны, детям важно удобство. Они любят бегать, прыгать, лазать, кувыркаться. Колючее платье с пышной юбкой или многочисленные заколки в причёске могут этому мешать. Поэтому не стоит «красиво» одевать и причёсывать девочку против её воли.
С другой стороны, красота может быть эстетической потребностью самого ребёнка. Например, девочка выбрала нарядное платье, но оно оказалось неудобным. Ребёнок может расстроиться. И родители как будто пытаются «выключить» его разочарование: «Хочешь быть красивой — терпи». Это вредно, потому что учит не доверять своим ощущениям. И извращённо вопринимать красоту как что-то, ради чего обязательно нужно терпеть боль и идти на жертвы.
Как лучше действовать родителям
Полезно учить ребёнка гибкости. Например, дочке нравится нарядное платье и туфельки, но в этой одежде неудобно играть с друзьями. Можно предложить взять на праздник сменную одежду и переодеться, когда захочется.
Также можно проявить креативность и найти одновременно удобный и красивый вариант. Так девочка поймёт, что необязательно жертвовать удобством ради красоты.
Если мальчик дразнится или дёргает за косички — ты ему нравишься
Это может быть правдой. Действительно, некоторые дети не умеют иначе проявлять свои чувства, потому что их этому не научили. Но оправдывать такое поведение не стоит. Иначе девочке дают сигнал: она может и потерпеть, потому что ей делают больно из лучших побуждений, «от большой любви». Это неприятно в моменте и создаёт риск токсичных отношений в будущем. Девочка привыкает к модели взаимодействия, где одновременно есть симпатия и любовь с одной стороны и нарушение границ с другой.
Как лучше действовать родителям
Важно учить детей устанавливать личные границы и не терпеть дискомфорт. Например, предложить девочке сказать другу: «Не делай так, мне неприятно». Или обратиться за помощью к взрослым, которые подскажут, как лучше проявлять свои чувства.
Не ешь слишком много сладостей — девочке нужно следить за фигурой
Девочки получают представление о стандартах красоты из глянца, соцсетей и других источников. Они сравнивают себя с отфотошопленными красавицами или блогерками, снимающими сториз через фильтры. Соответствовать таким стандартам сложно. Если к критике присоединяются родители, это только усугубляет ситуацию и приводит к появлению комплексов. А они, в свою очередь, могут провоцировать расстройства пищевого поведения и психологические проблемы.
Как лучше действовать родителям
Лучше постараться донести до дочери, что красота может быть разнообразной. Не нужно соответствовать каким-то навязанным стандартам, чтобы быть привлекательной.
Если хочется сделать питание дочери более здоровым, нужно проанализировать, почему ребёнок ест сладости. Что они ему дают. Возможно, он ест их от скуки, вознаграждает себя за достижения, поднимает с помощью сладостей настроение или не распробовал вкус другой еды. Увидев потребности ребёнка, родитель может помочь решить их другим способом. Например, вместе готовить новые блюда и пробовать необычные сочетания. Придумать другие способы развлечений, кроме чая с конфетами. Ввести новые семейные традиции и проводить выходные не на кухне, а на прогулке в парке. В качестве перекуса брать с собой фрукты и овощи, а не сладкое печенье.