За пять лет в рубрике «Смотреть» в «Избушке» вышло больше тысячи текстов. Их авторки храбро смотрели кринжовые фильмы и сериалы. Разбирались, что не так с образами женщин на экране. Составляли киноподборки, которые поднимали вам настроение и заставляли задуматься о серьёзном. Я подключилась к этой работе почти два года назад — и бесповоротно в неё влюбилась.
Я пришла в «Избу» летом 2023 года. Ещё во время стажировки стало понятно, что здесь я буду плотно заниматься темой кино. Кроме журфака, я окончила факультет экранных искусств и неплохо ориентировалась в том, что сегодня происходит в индустрии. Было интересно следить за трендами. За тем, как по-разному на экране показывают мужчин и женщин. Как постепенно меняются образы тех и других. Я была рада, что могу писать об этом на страницах издания. В своём первом тексте я разбиралась, чем плохи перезапуски культовых сериалов прошлого и как на них повлияли феминизм и новая этика. После этого вышел текст о том, почему в российских сериалах почти нет самостоятельных героинь. Так я с головой нырнула в анализ поп-культуры.
Почему мы гордимся нашей кинорубрикой
Не назидаем, а даём подружеский совет
«Горящая изба» не профильное издание о кино. Поэтому мы пишем о нём простым языком — так, как рассказывали бы о чём-то подругам. Из-за этого вначале мне было непросто: сказывался недавний опыт с магистерской диссертацией. Так и тянуло использовать термины и тяжеловесные конструкции. Но со временем я от такой привычки избавилась. Сейчас мне простой стиль письма импонирует. Это ведь очень ценно — уметь говорить даже о сложных вещах легко, в том числе о каких-то киношных штуках. Текст прочитает больше людей, они смогут узнать что-то, поспорить, высказать мнение.
Именно потому, что «Избушка» не узкопрофильное киноиздание, мы освещаем далеко не всё, что снимают сегодня. В основном пишем о проектах, которые так или иначе связаны с фем-повесткой. Например, пока мир лихорадило от «Субстанции», мы написали, как этот боди-хоррор ругает ужасную бьюти-индустрию. Когда Энн Хэтэуэй снялась в ромкоме «Мысль о тебе», мы разобрались, как фильм по-новому говорит о женской сексуальности.
Впрочем, иногда освещаем и проекты, которые женскую повестку напрямую не затрагивают. Но их обсуждают все. Так было с сериалом «Преступление и наказание», который одновременно считали и артхаус-шедевром, и скучным спектаклем, так было с мюзиклом «Злая» и долгожданным сиквелом «Битлджуса». Это помогает нам держать связь с реальностью и оставаться феминистским изданием.
Смотрим кринжовые проекты за вас
Мы оперативно отслеживаем премьеры сериалов и фильмов. Выбираем самые обсуждаемые и выпускаем обзоры. Отважно смотрим странные кринжовые проекты — чтобы вам не пришлось это делать самим. Рассказываем, как новый фильм с Николь Кидман «Плохая девочка» оказался вовсе не эротическим триллером. Почему обожаемое многими шоу «Сексуальная жизнь студенток» уже не то. Как снятый для зумеров российский сериал «Первый раз» очень странно изображает зумеров. Как всех нас разочаровал сиквел «Моаны». Как супергеройский сериал «Киберслав» слишком увлёкся сценами насилия.
Часто на обзоры приходят читатели из внешнего интернета. Это те, кто нашёл текст через рекомендации поисковых систем и часто не согласен с нашим мнением. Что ж, дискуссия — всегда здорово. Особенно аудитории полюбились обзоры свежих дорам, которые практически каждую неделю пишет настоящая фанатка жанра бренд-редакторка Лера Чебитько. Хотите быть в курсе, что происходит в мире дорам, — заглядывайте в лерины тексты. Например, в рецензию на сериал с интригующим названием «Сын маминой подруги». Или вот в этом тексте Лера разбирается, почему дорама об отношениях айдола и его поклонницы вышла сомнительной.
Не боимся обсуждать «разрывные» темы и ловить хейт
«Избушка» делится мнением по горячим кинотемам, которые волнуют многих. О том, стоит ли запрещать детям смотреть жестокий контент вроде «Игры в кальмара». Отчего в современном кино становится всё меньше секс-сцен — хотя кажется, что они будто бы повсюду. Как общество объективирует юных актрис и вредит их психике.
За последний год мы трижды выпускали колонки о расовой инклюзивности. В одной из них разбирались, почему темнокожая актриса имеет полное право играть Гермиону Грейнджер, Русалочку или любую другую условно «белую» героиню. Другую написали по следам скандала вокруг британского спектакля «Ромео и Джульетта». Темнокожая актриса, сыгравшая Джульетту, столкнулась с хейтом: её посчитали некрасивой для роли. Колонка рассказывала, почему не стоит критиковать внешность небелых исполнителей. В конце года стало понятно, что цвет кожи актёров продолжает беспокоить аудиторию, и мы написали третий текст. В нём разобрали, почему аргументы противников расового разнообразия не выдерживают критики. Все три колонки набрали много возмущённых комментариев. Читатели активно не соглашались с тем, что темнокожие актёры могут играть кого угодно. Однако к третьему тексту откровенно ксенофобных комментариев стало гораздо меньше. Хочется думать, мы приложили к этому руку.
Разбираем старые культовые проекты через фем-повестку (да, мы бесстрашные)
Однажды мы покусились на святое и начали анализировать легендарные фильмы и сериалы через фем-оптику. Так появились тексты о «Сумерках», «Голодных играх» и ситкоме «Друзья». Писали, что Белла Свон — лишённый индивидуальности персонаж и в основном стоит в стороне, пока мужчины решают проблемы. Что их с Эдвардом история любви пахнет грумингом. Всё-таки реальный возраст Каллена — сто лет, и у него явно больше жизненного опыта. А значит, Эдвард может манипулировать Беллой.
Мы разбирались, почему «Голодные игры» не повторили успеха «Сумерек». Выяснили, что помешал, в частности, чётко прописанный характер главной героини и то, что это не самая комфортная история, с которой не выйдет забыть о проблемах. Всё-таки она напоминает зрителям о бедности, войнах, репрессиях и других катастрофах.
Писали, что в «Друзьях», помимо очень доброй идеи дружбы вопреки всему, есть масса спорных моментов. Что Монику стыдили за якобы лишний вес, Росс был сексистом и воплощением токсичности, а Джо своими шутками объективировал женщин.
Стоит ли говорить, как нам досталось от преданных фанатов этих историй! Тексты собирали негодующие комментарии, где читатели пытались доказать нашу неправоту. Хотя радостно знать, что, может быть, мы помогли кому-то взглянуть на любимый проект под дркгим углом.
Ведём «летопись» женщин, изменивших индустрию
Пусть это и не самый регулярный формат, но «Изба» старается подсвечивать истории женщин, которые оставили след в индустрии. После ухода из жизни актрисы и певицы Джейн Биркин мы написали о том, каким человеком она была. Смелым, свободным духом, а ещё — новой, нетипичной иконой женской сексуальности.
Мы знакомили вас с героинями современности и с женщинами уже далёкого прошлого. Художницей-постановщицей Мэри Блэр — звездой киностудии «Дисней». В 1930–1950‑х годах она подарила миру образы Дамбо, Золушки, Алисы и Малефисенты. Первой в мире режиссёркой Алис Ги-Блаше, которая в конце XIX века (!) отважно говорила о феминизме и репродуктивных правах.
На волне огромной любви наших читательниц к сериалу «Дрянь» вышел профайл его создательницы Фиби Уоллер-Бридж. В нём мы рассказали историю женщины, которая шутит о том, о чём другие молчат. Однажды эта женщина придумала «сломанную» героиню, переживающую чудовищную травму. Героиня сыпала ядовитыми остроумными шутками прямо в камеру, носила красную помаду и пальто, накинутое «прямо на разбитое сердце».
Джейн, Мэри, Алис, Фиби (и другие героини наших текстов!), спасибо за то, что вы делали и делаете. Вы точно вдохновили огромное количество женщин не сдаваться и работать в индустрии несмотря ни на что.
Обеспечиваем вас киноподборками на месяцы вперёд
Каждую неделю мы приносим вам самые разные подборки. Стараемся чередовать важные серьёзные темы с темами полегче. Фильмы о ранней беременности, буллинге, сериалы об утрате и нейроотличных людях — это, конечно, замечательно. Но иногда всем нам хочется простого человеческого посмотреть фильмы о шоколаде, собаках или романтичном городе Париже. Уютно провести вечер за добрыми мультфильмами. Вернуть свой 2010‑й, насладившись кринжовыми российскими сериалами тех времён. Или поверить в настоящую любовь, которой разница в возрасте не помеха.
«Изба» регулярно советует, какие фильмы стоит особенно ждать в этом году. В январе 2025-го мы выпустили подборку будущих ромкомов и будущих хорроров года. Их читали очень охотно. Мы сделали вывод, что аудитория хочет две вещи: влюбиться и от души поорать от чего-нибудь страшного.
И конечно, мы не оставляем вас без идей, что посмотреть на праздниках. В прошлом году в «Избушке» вышла большая подборка новогодних серий «Смешариков». Как раз для тех, кто планировал не выходить из своей берлоги до весны — прямо как Копатыч. После появилась подборка рождественских спешелов популярных сериалов — и в ней тоже было чем поживиться. Вслед уходящему году наша редакция поделилась, какие фильмы и сериалы любит пересматривать в этот волшебный сезон. Берите на заметку: там есть неожиданные находки.
В качестве эксперимента мы иногда делаем подборки фильмов и сериалов с актёрами-мужчинами. Главное, чтобы они не были замешаны в каком-нибудь нехорошем скандале (где-то вздохнул Арми Хаммер). Здесь, конечно, главное не переборщить: всё-таки «Изба» — женское издание. Но если действовать аккуратно… Когда в декабре 2024 года мы написали о лучших ролях Юры Борисова, читатели одурели от этого прикорма.
Заботимся, чтобы у вас всегда был сериал на выходные
Весной 2024 года я начала вести в соцсетях рубрику с рекомендациями сериалов на выходные. Почти каждую субботу на площадках «Избы» выходили (и продолжают выходить) коротенькие посты с моими сериальными советами. Чаще всего — в формате карточек, которые доблестно верстает наш SMM-отдел. В них рассказывается, что в сериале хорошего и почему он может зацепить. Или (очень редко!) что в сериале плохого.
Я люблю шутить, что начала рубрику из эгоистических соображений. Мне просто хотелось где-то делиться своими любимыми шоу. Зря я, что ли, смотрю их в промышленном количестве? Ну и заодно помогать тем, кто не знает, что посмотреть вечером. За всё время вышло около трёхсот постов, а классные сериалы, которые я хотела бы советовать, всё не заканчиваются.
Работа над рубрикой принесла мне интересные эмоции. От радости за то, что посты собирают единомышленников, до некоторого удивления оттого, какими противоречивыми бывают люди. Сначала в комментариях возмущались, что я «презираю российские сериалы и постоянно сравниваю их с зарубежными». Меня даже потребовали уволить из кинокритиков. Немного погодя претензии были уже другими. Читателям не нравилось, что я хвалю российские сериалы. «Вас что, кто-то подкупил?», — спрашивали в комментариях.
Встречаемся с вами в офлайне
В прошлом году «Избушка» впервые вышла в офлайн и устроила кинопоказы в партнёрстве с компаниями-прокатчиками. Вместе с бренд-редакторкой Лерой Чебитько мы побывали на премьере нашумевшей «Аноры» и после показа обсудили её со зрителями. Получилось живо и интересно, зрители охотно подходили к микрофону, задавали вопросы. Был эпизод, который вспоминается с улыбкой. Когда перед показом на экране крутили проморолик «Избы», две сидевшие перед нами зрительницы громко спросили: «Что ещё за „Горящая изба“?».
После был ещё один кинопоказ — премьера фильма «Птица» с Барри Кеоганом, чудесного фильма о взрослении. Там собралась очень думающая публика. Зрители делилась наблюдениями, которые ускользнули от меня во время просмотра, рассуждали о символизме в кино, о том, насколько правдива эта история. Спрашивали, почему сейчас снимают так много драматического и так мало смешного.
Мы планируем такие показы и дальше. Хочется больше живого общения с читателями «Избушки» — настоящими и будущими.
Кому мы говорим спасибо
Рубрика «Смотреть» живёт благодаря усилиям тех, кто когда-либо над ней трудился и продолжает это делать. Бывших и нынешних редакторок, штатных и внештатных авторок, иллюстраторок. Их собственное видение делает рубрику ярче и богаче. Они вкладывают в материалы любовь, энергию и время — и это всегда чувствуется.
И разумеется, рубрики бы не было без вас, читателей. Вы приносите просмотры, отчаянно спорите в комментариях, критикуете и благодарите. Это помогает не сбиться с пути, не забывать, для чего (и для кого) мы работаем, и (надеемся) становиться лучше.