Знать
24 апреля 2023

«У кого это тут сосочки торчат». Почему общество так волнует женская грудь без лифчика

Я не ношу лифчики и хочу, чтобы это не считалось безвкусицей, распущенностью или попыткой привлечь к себе внимание.

Симона Андрисенко
Симона Андрисенко
Авторка
Изображение
33

Соцсети запрещают нам публиковать фотографии женской груди с незамазанными сосками. Кормление ребёнка грудью в общественном месте многими воспринимается как нечто стыдное и недопустимое. Даже отсутствие лифчика под одеждой может вызвать осуждение. Симона Андрисенко рассказывает, почему отказалась от бюстгальтера, и недоумевает, почему людям так сложно спокойно воспринимать женскую грудь.

Это не манифест, это мой комфорт

С точки зрения бьюти-рутины я в принципе очень конвенциональная женщина: постоянно крашусь, брею ноги, обожаю косметические процедуры. Отказ от лифчика — это не попытка продемонстрировать мою фемпозицию. Удобство и комфорт — вот моя единственная мотивация. Лямки, косточки, застёжки мне натирали, давили, в бюстгальтерах было жарко.

Я никогда не была фанаткой красивого нижнего белья. Но в школе и университете носила лифчики просто потому, что так надо и все женщины это делают. Я не выходила из дома без бюстгальтера, но как только возвращалась — тут же снимала его.

Уверена, каждая девушка знает это чувство, когда ты расстёгиваешь лифчик на спине и вытаскиваешь его через рукава футболки. Тело сразу ощущает свободу.

Всё изменилось в 2017 году, когда я полетела отдыхать на Кипр. Было самое жаркое время в году. Очевидно, что в лифе с плотными чашечками, которые я тогда носила, я бы просто сварилась. И тогда я впервые купила себе хлопковый лифчик, без косточек и чашечек, но на застёжке. Но когда я прилетела на Кипр, то поняла, что даже один дополнительный тонкий слой ткани на теле — пытка. Удивительно, но оказалось, что мне было абсолютно комфортно ходить весь отдых в футболках, майках и платьях без бюстгальтера. Но когда я вернулась с отдыха, лифчик снова стал моим верным спутником. Следующие три года, как только я приезжала на море или просто в тёплое место на отдых, я забрасывала лифчик куда подальше. Но в Москве всё равно к нему возвращалась.

Я уже точно не помню, что это был за момент, но около четырёх лет назад я подумала: а зачем я вообще ношу лифчик? У меня небольшая грудь, которая не требует поддержки, а отсутствие фиксации не доставляет боли. Уж тем более я не верю в мифы о том, что без лифчика грудь обвиснет (спойлер: с возрастом это всё равно случится). Так постепенно я отказалась от лифчиков с пушапом, косточками, застёжками. В моём шкафу ещё лежат два таких, но за последний год я надела один из них лишь раз.

Принять свою грудь без лифчика удалось не сразу

Девочкам покупают первые лифчики довольно рано. Мой появился примерно в 11 лет. Тогда я просто обожала их, это был символ взрослости и женственности. Но с тех пор я всегда воспринимала грудь только в двух состояниях: домашнем и парадном, то есть в бюстгальтере. Именно такая грудь — высокая, хорошо различимая под одеждой, без выделяющихся сосков — считалась красивой и приличной. И когда я стала ходить без бюстгальтера, я поняла, что странно воспринимаю грудь в её естественном виде.

Я с удовольствием ходила без белья в оверсайз-футболках, тёплых кофтах, многослойных нарядах. Но как только надевала что-то облегающее, сразу начинала стесняться. Во-первых, стало казаться, что она очень маленькая. Во-вторых, я начала обращать внимание на её форму и асимметрию (что, вообще-то, ок: тело человека в принципе асимметрично). В-третьих, меня стали смущать соски, которые были видны под одеждой. Но чем дольше я смотрела на себя в новом образе, тем больше привыкала. Ещё очень поддерживали комплименты и радовал комфорт, который я ощущала.

В начале 2021 году я пошла на свидание и впервые за долгое время специально надела бюстгальтер. Мне казалось, что так я буду красивее и эффектнее. Но весь вечер мне было неудобно, я чувствовала себя несвободно и постоянно поправляла лямки лифчика. Потом я подумала, что все это какая-то страшная глупость: лифчик не делает меня красивее, а грудь и так классная сама по себе. А вот эти попытки сделать её визуально больше могут привести к печальным последствиям. Например, некоторым девушкам так сложно воспринимать свою грудь в естественном виде, что даже во время секса они не могут снять лифчик. 

В том же 2021 году я сходила на фотосессию и надела лифчик. Снимки получились прекрасными, но когда я смотрю на них, понимаю, что грудь совсем неестественная. Ну не выгляжу я так на самом деле. Поэтому в 2022 году, когда я снова пошла фотографироваться, я уже снималась в «своём настоящем виде».

Как общество мешало мне принять свой внешний вид

Оказалось, что не только собственные тараканы мешают принять своё тело. Обществу тоже не всё равно, есть на тебе лифчик или нет. Я не сталкивалась с откровенным хейтом или домогательствами. Но несколько неприятных и неловких ситуаций из-за того, что бюстгальтер я не ношу, у меня случалась.

Незнакомые мужчины комментировали мой внешний вид

У меня практически всегда торчат соски — такая уж у груди физиология. Об этом никто бы не знал, если бы я носила лиф. Но когда ты ходишь в хлопковом топе или совсем без белья, то это заметно. И однажды незнакомый мужчина, который шел мне навстречу, вдруг выдал: «У кого это тут сосочки торчат». Он не пытался завязать разговор, не приставал, просто ухмыльнулся и пошёл дальше. А вот мне после этого стало жутко некомфортно, захотелось срочно переодеться. Но что собственно такого в сосках?

Мне кажется, что одна из задач бюстгальтера — скрывать соски, делать грудь кукольно ровной и гладкой. Но это всего лишь часть тела, которая, вообще-то, есть и у мужчин, и у женщин. Только вот к соскам последних относятся немного неадекватно: их надо так прятать под одеждой, чтобы они не выделялись, замазывать на фотографиях в социальных сетях. Хотя будем честны, у мужчин под футболкой тоже могут торчать соски. Но на это вряд ли кто-то обратит внимание. 

Знакомые шутили надо мной

При встречах я обнимаю своих знакомых. Когда я перестала носить лифчики, пару раз после объятий я сталкивалась с ухмылками парней и шуточками друзей из серии «Ой, ты, кажется, забыла лифчик надеть». Но когда ты при встрече обнимаешь человека любого пола, то можешь почувствовать разные части его тела: мягкий живот, рёбра или острые плечи, крепкие мышцы, тонкую талию — это никого не смутит. Опять же, грудь, накачанную или мягкую, можно почувствовать и у парней, но это не вызовет смешок, не станет поводом для подкола.

У некоторых молодых людей, например, если они носят спортивные свободные штаны, видны очертания гениталий. Но никто не просит их надевать ракушку для паха, чтобы это скрыть.

Мы живём в обществе, где женская грудь всё ещё тесно связана с сексом. В кино, рекламе, СМИ раньше нельзя было увидеть женщину в одежде, но без бюстгальтера. Поэтому естественные очертания груди вызывают неловкость, смущение, потому что будто бы касаются сексуального контекста. Радует, что сейчас тенденция изменилось и в медиа всё чаще можно увидеть девушек, которые не стесняются своей груди и не надевают лифчики.

Меня обвиняли в пошлости

Как-то летом я собиралась с молодым человеком на вечеринку. На улице было жарко, и я решила, что пойду только в топе на бретельках, разумеется без лифчика. Когда он увидел такой наряд, то спросил, не хочу ли я надеть хотя бы рубашку сверху? Ему казалось, что такой топ выглядел вульгарно и вызывающе. 

Действительно, девушек часто критикуют за их внешний вид: короткая юбка, глубокий вырез, отсутствие белья, обтягивающие платье: «На трассу, что ли, вырядилась?» Некоторые даже считают нормальным обвинять пострадавших от насилия в том, что они одеждой спровоцировали насильника. Но одежда не может заставить человека что-то сделать. Если кто-то считает, что короткий топ — призыв к сексу, то это только его восприятие реальности. Очень искажённое, патриархальное восприятие.

Я согласна, что в некоторых ситуациях открытая одежда может быть неуместна. Например, я бы не пошла в кроп-топе на экзамен или важную рабочую встречу как в лифчике, так и без. Тут дело в предмете одежды, а не в белье под ним. В университет или на работу можно ходить без лифчиков, просто под рубашку надевать майку, чтобы ничего не просвечивало (мужчины, кстати, так и делают). Или надевать сверху жакет или жилет для более строгого образа.

Что же в итоге

Носить или не носить лифчик — дело индивидуальное. И никакого правильного феминистского выбора тут нет. Для кого-то лифчики — необходимость. Например, моей подруге с большой грудью без бюстгальтера просто неудобно. Кто-то любит красивое бельё, чувствует себя в нём комфортно и уверенно. А у одной моей знакомой вообще такой подход: летом она лифчики не носит, а зимой всегда надевает, потому что так ей теплее. 

Я ношу хлопковые топы или майки под колючими свитерами и прозрачными вещами. На тренировки обязательно надеваю спортивное бра. Совсем не ношу бюстгальтеры с косточками и плотными чашками. Так я достигла комфорта и стала адекватнее воспринимать своё тело. И уж точно перестала считать грудь в её естественном виде чем-то постыдным и запретным. Когда мы с коллегами делали фотосессию для нашего мерча — переводных татуировок — и оказалось, что мой топ не подходит под платье, я спокойно его сняла и сфотографировалась.

Возможно, с возрастом я снова вернусь к бюстгальтерам, если без них мне станет неудобно. Но сейчас я не ношу лифчики и хочу, чтобы это не считалось безвкусицей, распущенностью или попыткой привлечь к себе внимание. Тело — это  просто тело, а грудь — одна из его частей.

Комментарии
Дарья Полещикова
24.04.23 15:33
Симона, спасибо за эту колонку! Я тоже давно не ношу лифчики с косточками и плотными чашечками. Когда перешла на трикотажные топы, жизнь буквально разделилась на «до» и «после». Не могу найти ни одного рационального аргумента, чтобы снова надеть эту броню.
Yury Matyukhin
03.09.24 10:07
Тоже давно не ношу <3
Arya Stark92
25.04.23 10:17 | изменено
Ненавидела бюстгальтеры до тех пор пока не попала к брафиттеру (стилист по белью), она помогла подобрать удобный бюстгальтер. Он нигде не натирает, я не замечаю его в течение дня. В российских магазинах очень небольшой выбор бюстгальтеров, мы берём что дают, а потом они давят, лямки сползают и прочее.
Irina Serikova
25.04.23 23:56
Много высосанных из пальцев страданий. Если лифчик вам натирает и в нем неудобно - это неправильно подобранный лифчик. Если что, тоже часто хожу без него, особенно с вещами на бретельках.
Ирина Анлимова
26.04.23 16:03
А если вам душно в хиджабе — это неправильно подобранный хиджаб? Речь же о другом: о том, что зачастую ношение этого предмета одежды связано не с необходимостью, а с общественными предрассудками.
Tatyana Kiryukhina
08.06.24 07:12
С её размером она не нуждается в нём
Алекс Леснова
28.04.23 21:58
Спасибо огромное за статью))Сама долго мучилась с лифчиками. Я астматик + играла в детстве на флейте, всё, что облегает грудную клетку, чувствую очень сильно: раздражает, давит, хочется сразу стянуть, вплоть до боли от самых "подходящих" и мягких топиков. + очень плохо переношу жару.Лифчик сняла несколько лет назад, с тех пор наслушалась...) Прям по пунктам статьи. Но мнение не изменила, ибо кайф! Рада прочесть поддержку кого-то со схожим опытом)
Ksenia Malyshko
30.04.23 21:59
Тоже отказалась от лифчика в привычном его понимании. И уже давно) Правда, грудь у меня единичка) Ношу хлопковые топы или трикотажные. Которые типа есть, а типа нет. Форму груди и сосков они не скрывают, но, например, ареолы уже не видно, если футболка тонкая. Мне так комфортнее. Ни от кого не слышала никаких комментариев про грудь. Жаль, что автору попадались хамы.
Александра Иванова
01.05.23 10:13 | изменено
Мне лично абсолютно фиолетово кто такое скажет: имеющий законное право требовать здоровых отношений человек моего уровня или же это дискриминируемый наркофобами алкозависимый — смело посылаю их всех заниматься нетрадиционным сексом!
Anna Kalmadeath
26.06.23 15:41
Если даме неудобно в лифчике, значит она просто не умеет его подбирать. Хороший лиф не ощущается на теле, а так же красиво формирует грудь и поддерживает. Ходить без лифчика можно, но надо уметь при этом не выглядеть глупым куском мяса. Выходя в общество, человек своим внешним видом презентует себя. Дама с торчащими сосками, как и чрезмерно оголённая, невольно (а может и специально) позиционирует себя как сексуальный объект в первую очередь. Да, нравится это дамам или нет, но наши груди, в отличие от мужских, являются объектом сексуального интереса и возбуждения. И это НОРМАЛЬНО! Нормального, здорового, гетеросексуального мужчину возбуждает женская грудь! И можно сколько угодно вопить про "мужики пошлые", "имею право ходить без бра", "янитакая" и т.д. Ничего от этого не изменится. Если вы транслируете в общество секс, отклик общества будет соответствующий.
Кассерна К
18.07.23 13:24
Нет, это НЕ нормально. Грудь - не половой орган. Грудь предназначена для кормления ребёнка, а не для возбуждения мужика. Она нейтральна, также как и мужская. Это больной мужской взгляд делает грудь сексуальным объектом.
Anna Kalmadeath
23.07.23 21:18
Тогда выходит что 99% мужчин - с больными взглядами.) Очень странно, правда?))
Irina Shanko
24.05.24 07:40
Абсолютная ерунда и какое-то феминистское оправдание. Грудь и особенно соски,объект сексуального притяжение для мужчины и ещё какой. Особенно торчащие(у большинства женщин такое при сексуальном возбуждении наблюдается)И скорее всего,вы это понимаете и лукавите. Вам внимания не хватает? Вы таким образом пытаетесь привлечь его? Провокацию,оправдывая это комфортом? Ну так-то в жару, можно и голым ходить,а чё нет-то? Комфортно же и кому какое дело?
Дарья Полещикова
24.05.24 12:27
Ну, а для женщин, например, объектом сексуального притяжения могут быть мускулистые мужские руки. Но никто же не обязывает мужчин ходить исключительно с длинным рукавом, чтобы никого лишний раз не соблазнять
Anna Kalmadeath
02.09.24 18:53
То есть, вторичные половые признаки от обычной части тела вы не отличаете. Понятно) Сразу виден уровень интеллектуального развития тех, кто любит засветить свои соски.))
наталья петрова
07.06.24 10:37
Ягодицы в обтягивающей одежде тоже возбуждают, например. И что теперь, в мешке ходить? Мужчин что только не возбуждает))
al3s16
25.07.23 16:44
Лесбиянок и бисексуалок тоже может возбуждать женская грудь, но они в большинстве своём не ведут себя, как больные :)
Anna Kalmadeath
08.08.23 19:52
Гыы)) Поверьте, так же пялятся, пока вы не видите. Знакома с парой лесби и би. Мужики тоже не хватают за сиски в общественных местах, но это не значит, что им не в кайф смотреть на мяско.) Собственно, многие и поддерживают женщин в их желании отказаться от бра лишь для того, чтобы бесплатно поглядывать на сиськи пока лето на дворе. Ну и отношение к женщине, которая так ходит, явно не как к благородной даме.)
Anastasia Reberg
07.06.24 12:54
судя по тому как вы это описываете, вы сама по девушкам. так почему только "знаете"?
Anna Kalmadeath
19.07.24 00:50
У меня, представьте себе, весьма богатый жизненный опыт - это раз. И два - очень широкий и разношёрстный круг общения. Причём по большей части круг таки мужской, отсюда и знания как именно относится большинство мужчин к девицам с просвечивающими/торчащими сосками. Если грубо и прямо - как к тупым дыркам.
Viktoria Anistratova
19.07.24 14:44
Какое счастье, что с этим "большинством мужчин" можно не общаться.
Anna Kalmadeath
26.07.24 21:13
Можно общаться с меньшинством. Они геи)
sabiyel
30.09.23 17:07
Хочу в вашу защиту сказать пару слов. Мы все сексуализируем грудь, т.к. прячем ее. Когда раньше девушки не носили бюсты, или даже сейчас в Африке, где даже народные танцы исполняются с абсолютно голым верхом, никто не думал о том что это что-то интимно-деликатное, больно половое. Так что продолжая носить лифчики, девушки только наоборот продолжают продвигать общий интерес к обычному органу - если обычннный, зачем скрываем? Раз скрываем, значит интересно - так же как и чужие секреты...
Irina Shanko
24.05.24 07:41
Ну то есть, опускаемся до племён Африки? В медицине вообще ,все органы обычные.Давайте и их будем на показ выставлять.Бред и абсолютная подмена понятий.
Дарья Полещикова
07.06.24 11:44
Если вам не хочется «опускаться» до племён Африки, давайте «поднимемся» к аристократам XVIII-XIX века, когда глубоким декольте было никого не удивить, зато страшно неприличными и сексуальными казались женские щиколотки, которые было принято прятать.
Anna Kalmadeath
02.09.24 18:55
Декольте - не равно сиськи наружу. Плюс оно как раз и уравновешивалось закрытостью остального тела.
Дарья Полещикова
03.09.24 10:09
так и футболка без лифчика под ней — не равно сиськи наружу
Anastasia Reberg
07.06.24 12:52
мммм.... а дамы сами виноваты в износиловании, да???????
Anastasia Reberg
07.06.24 12:49
хз... мне за последние лет 7, что я их не ношу, высказала только тётка и то один единственный раз
Anna Kalmadeath
26.07.24 21:16
Дык, мужики не дураки. Нафиг что-то говорить против бесплатного показа сисек?)) Мужики наоборот всячески поддерживают - мол не мучайтесь вы с этими сбруями, раз не удобно. Читаем между строк:"Да-да, нафиг лифчики! Дайте попялиться на сосочки."
Olga Garnashevich
07.06.24 15:21
Ха, я тоже отказалась от лифчиков с начала ковида. Перешла полностью на удаленку, а дома нафига мне бюстгалтер. Не стесняюсь этого, наоборот, говорю интересующимся, что классная тема. За все время меня осудило только двое людей: - Моя подружка. Она была в ужасе, что я не слежу за собой, потому что без лифчика грудь быстро обвиснет :D - Бабка Срака из соседнего подъезда, которая с нифига прикопалась ко мне летом на улице, когда я в футболке без лифчика гуляла с собакой. Она утверждала, что я таким образом привлекаю мужчин. Хорошо хоть проституткой не назвала :D Буквально в этом году попробовала обычные хлопковые топы без всяких костей и прочей лабуды. Вполне ничего, хотя в жару даже их носить не хочется. Вернусь к ним в более прохладную погоду.
Tatyana Kiryukhina
08.06.24 07:11
Я скажу в поддержку то, что многие модели платьев, верхних частей одежды, маек как раз созданы для маленького размера груди, мне это кажется наоборот дискриминацией большого 😂ну не наденешь ты платье сарафан бохо, если будет торчать лифак оттуда, это убьёт всё впечатление от образа, вот эти самые модели с открытой спиной, кроптопы на завязках на спине. Бюстгальтер там чужеродная деталь. Увы, я со своим 4 размером должна только вздыхать глядя на них. Потому что я наоборот без лифчика не чувствую поддержки. Бегать я тоже не могу без хорошей поддержки. А вам по хорошему завидую и хочу сказать, носите то, что считаете нужным и не слушайте "доброжелателей"
Anna Kalmadeath
19.07.24 00:54
Вообще, для открытых вещей, не предусматривающих бюстгальтера, есть такие вещи как пэстис и стикини. Придумали их даже не вчера. Вуаля! Ходи без бра и выгляди прилично!))