Некоторые до сих пор уверены, что самое важное качество женщины — красота. Она постепенно стала обязанностью наравне с работой и уборкой дома. Необходимость поддержания «приемлемой» внешности американская феминистка Наоми Вульф называла «третьей сменой». Разбираем, что она вкладывала в это понятие и зачем женщинам навязывают красоту.
Что имела в виду Вульф под третьей сменой
Когда женщины стали ходить на работу наравне с мужчинами, гендерный стереотип разделения домашних обязанностей никуда не делся. После основной, оплачиваемой работы многие женщины вынуждены готовить еду, убираться, стирать и присматривать за детьми. Это явление называют второй сменой.
На второй смене обязанности женщин не заканчиваются. Когда ужин съеден, посуда помыта, а уроки проверены, женщин ждёт третья смена — необходимость поддерживать молодость и красоту. Об этом Наоми Вульф говорила в книге «Миф о красоте».
«Женщина взяла на себя все роли: профессиональной домохозяйки, профессионала в карьере и профессиональной красавицы».
Бьюти-процедуры преподносят как возможность расслабиться и позаботиться о себе. Действительно, поваляться в ванной после рабочего дня или оставить маленького ребёнка с папой и пойти на стрижку может быть приятно. Ловушка бьюти-процедур в том, что не всегда понятно, зачем их хочется делать: для своего удовольствия или ради чьего-то одобрения. Не все женщины любят краситься, укладывать волосы или делать маникюр. По статистике 2013 года, две трети европейских женщин считали макияж обязательной ежедневной рутиной. Только треть из них делали его с удовольствием.
Культ третьей смены, или культ красоты, требует не только соответствовать определённым стандартам «ухоженности», но и делать вид, что это приносит радость. Признать, что не нравится красить ногти или подбирать туфельки в тон платью, — как будто бы сказать: «Я не настоящая женщина».
Зачем патриархату красивые женщины
Ещё один способ контроля
По мнению Наоми Вульф, культ красоты помогает патриархальному обществу контролировать жизнь женщин. Он «стал средством давления и принуждения, заменив собой утратившие актуальность мифы о материнстве, домашнем очаге, непорочности и пассивности». Старые патриархальные взгляды отжили своё, и теперь женщинами манипулируют с помощью возраста и веса.
Красоту стали подавать как источник уверенности в себе. Не зря, например, в кино сильная девушка, как правило, соответствует общепризнанным канонам привлекательности. Достаточно вспомнить Лару Крофт, Чёрную вдову, Тринити, Эллен Рипли. Поп-культура словно говорит: если ты недостаточно красива, ты не можешь быть сильной. Какое кресло генерального директора, если ты не можешь найти время на стрижку? Концепция «красота = уверенность» давит на женщин и на их амбиции.
Колоссальная прибыль для бьюти-индустрии
Игра на желании женщин быть привлекательными помогает продавать косметику и бьюти-услуги. Причём пластические хирурги и косметические бренды продают не крем или помаду, а молодость, привлекательность и уверенность в себе: «Чёрный жемчуг — наука о красоте»; «Все в восторге от тебя, а ты от Maybelline».
Культ красоты приносит баснословные деньги. В 2018 году рынок похудения в США оценивался в 72,7 миллиона долларов. Эксперты прогнозируют его дальнейший рост. Устойчиво растёт рынок эстетической медицины, на который не повлияли даже ковидные ограничения. Только в Москве и Московской области в 2020 году его оборот увеличился на 10% и составил 7,5 миллиарда рублей.
По мнению Наоми Вульф, женская сексуальность попала в ловушку. Женщин заставили поверить, что некоторые совершенно здоровые и нормальные части их тела нуждаются в коррекции.
«Мужские бёдра предназначены для ходьбы, а женские — для ходьбы и для того, чтобы выглядеть „красиво“».
Внешность долго была единственным способом заработка для женщин
Наоми Вульф писала, что ещё до того, как женщины массово начали выходить на рынок труда, были те, кому платили за внешнюю привлекательность. Для актрис, танцовщиц и представительниц секс-индустрии красота стала профессиональной квалификацией.
Постепенно женщины начали осваивать другие профессии. Образованные представительницы среднего класса переехали в большие города. Но окружающие по привычке обращали внимание не на профессиональные навыки, а на внешность.
«Загадочный образ стюардессы, модели или секретарши тут же был сексуализирован и стал тиражироваться в коммерческих целях. Молодых работающих женщин быстро загнали в рамки стереотипа, ставящего во главу угла красоту и умаляющего важность и серьёзность выполняемой ими работы, принижая тем самым значение недавно обретённой ими независимости».
Женщины до сих пор сталкиваются с дискриминацией на работе из-за несоответствия «стандартам красоты». В 2017 бортпроводницы Аэрофлота подали на компанию в суд, потому что им урезали зарплату, если их форма была больше 48 размера. Представители авиаперевозчика объясняли это решение безопасностью и удобством работы, а также «рекламными функциями» бортпроводниц. Однако суд встал на сторону работниц Аэрофлота.
В августе 2022 года канадскую телеведущую Лизу Лефлемм уволили за то, что она отказалась закрашивать седину. Это был не первый случай дискриминации женщин на телевидении. В 2019 году пять телеведущих в возрасте от 40 до 60 лет, в том числе известная Рома Торре, покинули канал NY1. Женщины заявили, что проводили всё меньше времени в эфире. Канал заменял их молодыми, но менее опытными коллегами.
В чём вред культа красоты
Психологическое давление
Желание подогнать свою внешность под существующие стандарты может стоить психического здоровья. Наоми Вульф писала, что у большинства внешне привлекательных и успешных западных женщин есть «чувство ненависти к себе, навязчивые комплексы по поводу своей внешности, страх перед старением и утратой контроля над своей жизнью, которые возникают под воздействием навязываемых нам представлений о красоте». Это подтверждают примеры из жизни. Так, певица и актриса Дженнифер Лопес столкнулась с психологическими проблемами и паническими атаками. Одной из причин её состояния стали постоянные диеты, на которых сидела Лопес, чтобы сохранить фигуру.
Если женщина не поддаётся стереотипам, она может сталкиваться с осуждением из-за того, что якобы недостаточно следит за собой. Например, политологу Екатерине Шульман* периодически советуют покрасить волосы, чтобы выглядеть моложе. «Если я буду выглядеть моложе, что мне за это будет? Доктора присвоят вне очереди? Или дети мои будут более мною довольны и индекс цитируемости у меня подрастёт?» — отреагировала на это Шульман*.
Трата времени и денег
По данным косметической компании Skinbliss, женщины в среднем тратят 136 дней жизни на макияж, причёску и выбор одежды перед выходом из дома. Мужчинам на это требуется в три раза меньше — всего 45 дней за всю жизнь. Ради «ухоженного» вида некоторым женщинам приходится раньше вставать, чтобы привести себя в порядок перед работой. Тратить свободное время по вечерам и выходные на бьюти-процедуры. И это не всегда приносит удовольствие.
Красота требует не только времени, но и денег. По информации на 2022 год, половина россиянок готова тратить на декоративную косметику до 5 000 рублей в месяц, а 15% — до 10 000 рублей в месяц. Макияж — далеко не единственная статья бьюти-расходов. Если суммировать среднюю стоимость популярных процедур (стрижка и окрашивание волос, маникюр и педикюр, брови, ресницы), получается около 40 000 рублей в месяц. Женщины зарабатывают меньше мужчин на аналогичных позициях, но вынуждены больше тратить на свой внешний вид.
Опасность для физического здоровья
Пропаганда в медиа нездоровых стандартов красоты (например, чрезмерной худобы) влияет на отношение к собственному телу. Почти половина россиян недовольны своим внешним видом. Причина этого в 66% случаев — вес. 90% женщин хотя бы однажды сидели на диете.
Нездоровые ограничения в еде могут стать причиной расстройств пищевого поведения. В Америке ими страдают 9% населения. Точной статистики по России нет. Любопытно, что только у 6% людей с расстройствами пищевого поведения действительно есть проблемы с лишним весом.
Ради красоты женщины не только готовы недоедать, но и идут на болезненные и опасные процедуры. Модель Линда Евангелиста пять лет не появлялась на публике из-за побочного эффекта, вызванного процедурой криолиполиза. Её применяют для похудения. По словам Линды, операция по коррекции фигуры сделала её «навсегда деформированной» и «жестоко изуродованной». Только в 2022 году модель снова появилась на публике, однако призналась, что принятие новой внешности даётся ей тяжело.
Здоровье ради красоты ставят под угрозу не только звёзды. Например, самый популярный вид пластики — операции по увеличению груди — делают под общим наркозом. Такой вид анестезии сам по себе является нагрузкой для организма и может вызывать осложнения: проблемы с давлением, бронхоспазмы, аллергии. Полное восстановление после пластики груди занимает от полугода до года и сопровождается многими ограничениями. А в течение десяти лет после маммопластики с большой долей вероятности придётся делать повторную операцию, чтобы поменять износившиеся импланты. Важно, что 60% таких операций делают по косметическим, а не по медицинским причинам.
Исчезнет ли культ красоты
Сторонники культа красоты часто ссылаются на якобы объективные стандарты привлекательной внешности. Но на самом деле никакой «общепринятой красоты» не существует. Чтобы понять это, достаточно сравнить идеалы красоты разных стран и эпох. Например, полинезийская народность маори восхищалась женской полнотой, а народность падунг — обвисшей грудью.
Благодаря бодипозитиву и феминизму многие «правила красоты» постепенно отменяются. Знаменитости позволяют себе носить седые волосы и не брить волосы под мышками. Моделями становятся девушки с разной кожей.
Всё чаще продвигается идея, что носить нужно удобные вещи, а не те, что выгодно подчёркивают фигуру. Авиакомпания SkyUp поменяла привычную форму для стюардесс на удобные брюки и кроссовки. Стюардессам S7 также разрешили носить обувь на плоской подошве, татуировки и необычные причёски.
Права выступать в удобной одежде добились многие спортсменки. Например, фигуристкам разрешили надевать брюки вместо юбок. В соревнованиях по пляжному гандболу теперь можно выступать в облегающих шортах и длинных майках, а не в бикини и укороченных топах.
Многие женщины всё реже пользуются декоративной косметикой, отдавая предпочтение уходовым средствам. По данным портала SuperJob, женщины стали чаще ходить на работу без макияжа, потому что отвыкли его наносить за время удалённой работы. В 2010 году ежедневно пользовались косметикой 82% женщин, а в 2022-м — уже 66%.
В идеальном мире бьюти-процедуры должны перестать быть обязанностью. Если женщине нравится делать макияж и мазаться кремиками — это нормально. Но если ей это неинтересно — это тоже нормально.
* Признана Минюстом России «иностранным агентом»
Станьте первым, кто оставит комментарий